Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 181 
Next page End  

восприятия объектов. Точно так же, как мой глаз не может увидеть сам себя, точно так же
и мое Я не может увидеть себя, не может стать объектом для самого себя. Это само
видение, подлинный процесс осознания.
Если я хочу переживать свою жизнь во всей полноте, я должен переживать ее в ее
центре — мне необходимо чувствовать свое “Я”. Вот что такое внутреннее осознание. Это
переживание своего Я.
Я переживаю свое Я, когда точно знаю, что хочу чего-нибудь и хочу этого, потому что Я
этого хочу, а не потому, что кто-то или что-то говорит мне, что я должен этого хотеть, или
что большинство людей хотят этого, или что четыре из пяти авторитетных медиков
рекомендуют это. Мое сознание, что я хочу, непосредственно, бесспорно и беспричинно.
(Конечно, я могу оглянуться назад и найти причины или задавать вопросы и так далее, но
это совсем не то, что просто хотеть.)
Хочу подчеркнуть, что ни в коем случае не преуменьшаю роль разума, критических
способностей, осознания потребностей других людей, заботы о будущем или каких-либо
еще аспектов бытия как целого, которые участвуют в окончательном действии, которое я
могу предпринять. Например, я не рассматриваю разум и чувства в качестве противников,
борющихся за господство над моей жизнью, — взгляд, популярный сегодня в некоторых
кругах. Я разделяю идеал целостности, который, по моему убеждению, предполагает
следование по пути, а не достижение цели. Мое внутреннее чувство — если понимать его
наиболее полно — это один из аспектов той потенциальной целостности, которая
составляет мою подлинную природу.
Иногда мне требуется время, чтобы обратиться к своему внутреннему чувству. Может
быть, я испытываю смутное чувство голода. Если я не отправляюсь посмотреть, что
находится в холодильнике, или не изучаю меню, или не думаю о том, что бы мне съесть, я
могу сделать нечто другое: просто открыться самому себе и позволить своему желудку, рту
и всему моему осознанию сказать мне, что я — только я — действительно хочу есть или
пить. Очень существенно: если я буду делать это регулярно, и стану разумно следовать
тому, что обнаружу, возможно, у меня не будет проблем с весом, диетой или с
поддержанием необходимого баланса белков, жиров и углеводов, что так хорошо описано у
Пирсонов.
Я могу переживать свое Я иначе, чем посредством желаний, которые слышу внутри
себя. Я могу достичь ощущения вовлеченности в жизнь, если позволяю себе узнать и
испытать эмоции, которые являются подлинно моими... если я позволяю мыслям свободно
течь и не пытаюсь ограничивать их критериями логичности, правильности, осмысленности
или какими-то другими общепринятыми нормами... если мое тело движется свободно,
радостно и спонтанно... если я действительно открыт для другого человека, а тот открыт
для меня... или если я глубоко погружен в свои мысли, чувства, воспоминания и влечения в
процессе так называемой глубинной психотерапии.
Я в наибольшей степени чувствую себя живым, когда открыт всему многообразию моей
внутренней жизни — желаниям, эмоциям, потоку мыслей, телесным ощущениям,
взаимоотношениям, рассудку, предвидению, заботе о других, ценностям и всему остальному
внутри меня. Я в наибольшей степени жив, когда могу позволить себе пережить,
действительно реализовать все это многообразие и даже по-настоящему почувствовать и
выразить свою целостность. Это звучит почти как невыполнимое требование. На самом
деле это лишь кажется невозможным. Человек способен воспринимать огромное
количество материала из различных источников и с невероятной тонкостью объединять его
на бессознательном уровне способами, до которых далеко самым современным и сложным
компьютерам. Неспособность человечества понять и оценить значение подобного
объединения — это один из главных источников многочисленных трагедий, которые мы
навлекли на себя. Слишком часто мы выбираем что-то одно — духовный или чувственный
опыт, интеллект или эмоции, расчет или спонтанность — вместо того, чтобы стремиться к
целостности, составляющей потенциал.
Раз внутреннее осознание является столь непосредственным выражением нашей
подлинной природы, почему же мы не используем свое внутреннее чувство постоянно, в
течение всей нашей жизни? Как я уже предположил, по большей части наше раннее
воспитание учит нас игнорировать — частично или полностью — сигналы нашего
внутреннего чувства. Родители и учителя из лучших побуждений стремятся
Hosted by uCoz