Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 181 
Next page End  

силой, актуализирующей наш рост. Мы слишком привыкли думать об осознании, используя
модель кинокамеры, которая пассивно фиксирует, но ни в коем случае не влияет на то, что
происходит перед ней. Но это неправильно. Определенно, когда мы обращаем эту мощную
силу, какой является наше человеческое осознание, на свое собственное бытие, мы
запускаем самый важный процесс, который находится в нашем распоряжении. Если это
утверждение кажется вам слишком сильным, вспомните о том, что именно человеческое
сознание приручило пар, электричество и атом. Я не играю словами. На самом
фундаментальном уровне, на котором состязаются силы, действующие на нашей планете,
человеческое осознание вновь и вновь демонстрирует свое превосходство. Невероятная
ирония заключается в том, насколько эта сила обесценилась за последние двести лет.
Все очень просто: мы не должны ничего делать с собой, чтобы быть тем, чем
действительно хотим быть; вместо этого мы должны просто быть по-настоящему самими
собой и как можно более широко осознавать свое бытие. Однако это просто только на
словах; невероятно трудно достичь этого в реальности. Дело в том, что когда я полнее
осознаю, каким хочу быть и что удерживает меня от того, чтобы быть таким, я уже
нахожусь в процессе изменения. Полное осознание само по себе является способом стать
тем, кем я действительно стремлюсь стать.
Эта идея кажется нам столь невероятной, что мы часто ищем какие-то словесные
ловушки или мистические предположения, вместо того чтобы прямо взглянуть на
колоссальную силу нашего бытия. Так, Хол все время пытался узнать, “как” осознать свою
внутреннюю жизнь, несомненно, рассматривая себя как странную машину, которой он
должен научиться управлять, отделив свое сознание и волю от своего внутреннего опыта,
нанеся себе тем самым настоящее увечье. Превращать себя в объект — то же самое, что
толкать вперед машину, вместо того чтобы сесть в нее и ехать.
Вторая чрезвычайно важная идея проясняет, почему процесс осознания обладает такой
большой силой: осознание является фундаментальной природой человеческой жизни.
Пережевывайте это утверждение медленно; в нем содержится вся энергия, изменяющая
жизнь. Если сравнить простое физическое существование (такое, как было описано в
случае с пациентом-вещью в “Уловке-22” или в случае с боксером в коме, оба из которых я
описал в первой главе) с подлинной жизнью в моем и вашем понимании, будет ясно, что
наша природа полностью воплощается в осознании. Так, чем полнее я осознаю, тем более
живым являюсь. Чем больше я искажаю свое осознание, тем более уродую свою жизнь.
Чем более я увеличиваю объем и подвижность своего осознания, тем более полноценным
является мой опыт.
В предыдущих предложениях говорилось: Я искажаю или увеличиваю свое осознание.
Отрицает ли это идентичность Я и осознания? Нет, не отрицает. Разрыв между Я и моим
осознанием является не более чем языковым артефактом. Ларри, искавший свое Я,
проглядел свою подлинную сущность — другими словами, сам процесс поиска. Так и в моем
случае. Моя подлинная сущность есть “осознание”. Другими словами, это я искажаюсь или
увеличиваюсь. Я не есть продукт этих процессов; я есть сам процесс. Так, если я осознаю,
что исказил свое осознание, то я уже наполовину восстановил его; когда я осознаю, что
могу усилить свое осознание, я именно это и делаю.
Легко упустить из виду важность этой идентичности для нашей жизни и нашего
осознания. Мы, представители западной культуры, настолько свыклись с объективным
взглядом на мир, что постоянно пытаемся превратить собственное бытие в объект. И
находим подходящие для этих усилий объекты. Таким объектом является личность.
Личность состоит из всех действительно объективных аспектов нашего бытия. Она
включает наш образ тела, наши идеи относительно своего характера, наши предположения
о том, как нас воспринимают окружающие, и нашу личную историю. Так понятие
“личность” является абстракцией, перцептивным и понятийным объектом. Это не то, кто я
есть; это, скорее, то, чем я был и что я сделал. Личность является продуктом деятельности
Я. Это сброшенная кожа, внешне наблюдаемый аспект того, что уже изменилось и
является абсолютно чистым и абсолютно субъективным процессом.
Когда мы пытаемся рассматривать свою жизнь объективно — так же, как рассматриваем
ремонт автомобильного двигателя, — мы можем иметь дело только с личностью. Мы
лишаем себя жизненной силы осознания и пытаемся переделать свою жизнь, переклеив
фотографии в семейном альбоме. Мы воздействуем на бездушный объект, поэтому
неудивительно, что от этих усилий мало жизненной пользы. Некоторые версии
Hosted by uCoz