Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 181 
Next page End  

Подняв колоссальную важность этого внутреннего зрения для нашего повседневного
существования, я начал осознавать, что оно может также вести к другим важным
следствиям, лежащим за пределами повседневного.
Я убежден, что мы не живем в подлинном согласии со своей глубочайшей природой.
Наоборот, мне кажется, что мы живем образами самих себя. Они искажены и снижены.
Мы мыслим себя в качестве машин и животных и принимаем это за свойства нашей
природы, когда это всего лишь простейшие средства достижения наших целей.
Люди, которых я описал в этой книге, как и многие другие, с кем я работал, научили
меня тому, что наша природа гораздо глубже и гораздо менее изучена, чем мы обычно
предполагаем. И большую часть своей жизни мы проживаем, имея ограниченные
представления о самих себе. Когда Ларри рассматривал себя исключительно с точки
зрения действия, он пережил опыт небытия, потеряв возможность что-либо делать. Когда
Кейт рассматривала себя как личность, неспособную к изменениям и подлинным
отношениям, она была вынуждена идти на отчаянные поступки, чтобы подавить свое
пробуждающееся осознание текучести и потребности во мне. Представьте себе племя
дикарей, которые еще не научились ходить прямо и передвигаются на четырех ногах. Их
образ человека делает их пленниками точно так же, как образы Ларри и Кейт ограничивали
их возможности.
Все это очевидно. Мы обычно упускаем из виду, что каждый из нас проживает жизнь в
соответствии со сложившимся у него образом того, что возможно. Когда нам говорят, что
мы животные и такие идеи, как “свобода и достоинство”, являются иллюзиями, мы можем
усвоить этот образ самих себя. Разумеется, это правда: мы животные, так же, как правда и
то, что мы можем ходить на четвереньках. Большой угрозой для человека являются
навязываемые нам взгляды бихевиористов, но не потому, что они ошибочны. Господство
действительно ошибочных взглядов на природу человека было бы относительно коротким.
Нет, опасность не в том, что Скиннер и его коллеги ошибаются, а в том, что они правы.
Они правы, но их правота умышленно односторонняя и разрушительная.
Голубей можно научить ударять по шарику для пинг-понга, чтобы этот шарик прыгал
туда-сюда по маленькому столику. Скиннер это сделал. То, что не понимает Скиннер и
упускают из виду популярные издания, сообщающие о его работе: Скиннер не научил и не
может научить голубей играть в пинг-понг. Скиннер добился только того, что превратил
голубей в маленькие машины, ударяющие по мячу. Однако голуби могут играть, но,
разумеется не столь механическим и искусственным способом.
Человека можно низвести до уровня белой крысы или голубя. Человека можно
превратить в машину. Редуцированный образ человека можно использовать, чтобы им
управлять, как это хочет сделать Скиннер. Но останется ли человек человеком, если
превратить его в голубя, гоняющего мячик для пинг-понга?
Когда я думаю о том виде психотерапии, который больше всего поглощает меня сейчас,
я обнаруживаю, что пользуюсь словами, которые звучат непривычно в таком контексте: я
в основном занят работой с теми пациентами, которые разрешают мне разделить с ними
поиски бога в самих себе. (Для тех, кто до сих пор воспринимает слово “бог” как
препятствие, можно заменить его словом “творчество” (креативность), но значения этих
слов не до конца совпадают, во всяком случае, для меня.)
Я убежден, что осознание каждого отдельного человека — уникальная часть Вселенной.
Каждый человек является частью существующей материи, и в этом смысле каждое
осознание подобно растению, животному или даже реке или горе. Каждое существо
получает некоторую порцию потока бытия (солнечный свет, силу тяготения, химический
состав воздуха) и использует его в соответствии со своей собственной природой (обменом
веществ, уязвимостью перед вниманием, воздействиями и разрушением), вносит свой
вклад в общую космическую систему (выделяя углекислый газ, отражая свет). Во время
этого цикла материя космоса меняет форму, но она не прибавляется и не убавляется. Мы
называем это “законом сохранения вещества”.
Но индивидуальный человеческий разум не только похож на животное, реку или гору.
Каждый человек также имеет возможность внести во Вселенную что-то новое, что-то
ранее не существовавшее. В области значений человек не только воспроизводит по-новому
существующие понятия, но может в некоторых случаях создать поистине новые смыслы и
значения. Если это подлинное творчество есть дар Божий, то создание новых значений,
Hosted by uCoz