Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 181 
Next page End  

новых визуальных образов, новых отношений, новых решений свидетельствует о
божественности нашего глубочайшего бытия.
Можно добавить еще кое-что к этому расширенному представлению о роли человека во
Вселенной. В основном, насколько нам известно, мир и космос существуют как
совершенные часы, которые были заведены однажды и теперь идут и будут идти вечно. Из
конденсированной влаги формируются облака, которые проливаются дождем на районы,
где увеличивается масса зелени, способствующей конденсации влаги и т.п. Вся конструкция
замечательно продумана, чтобы работать, не вскрывая фабричной печати.
Конечно, иногда человек вмешивается и срывает печать (съедает яблоко), и тогда
великие часы останавливаются или меняют ритм, по крайней мере на один удар. И, тем не
менее, человек является частью этого замысла. Но он — нечто большее. Человек —
особый элемент системы, элемент, имеющий знание обо всей системе и о самом себе.
Совершенно ясно, что человек не знает всего — или, может быть, даже не знает большей
части — о системе и о себе, но сам факт, что он нечто знает, полностью меняет весь ход
вещей. В широкой перспективе (сто лет, миллион?) это может быть лучше или хуже (для
кого и для чего?), что он знает, но дело не в этом. Дело в том, что человек знает.
И это другая совершенно реальная божественная способность, которой обладает
человек: мы участвуем в великом деле творения. Мы создаем не только новые смыслы и
образы внутри нашего субъективного мира. Мы также — насколько нам известно —
единственные создания во всей космической системе, которые сознательно выбирают из
бесконечности возможностей те элементы, которые осуществляются в действительности.
Мы, люди, служим архитекторами действительности, постоянно переделывая реальность и
более или менее удачно приспосабливая ее к своим нуждам.
Так что, когда я говорю о поиске бога, скрытого в человеке, я имею в виду, совершенно
буквально, что верю в божественную силу, скрытую в каждом из нас, — в способность к
творчеству и осознание нашего участия в определении облика мира.
Этот творческий процесс исследования и открытия моего осознания является
рискованным приключением, последствия которого трудно предвидеть; а его долгосрочные
результаты неисчерпаемы. Из такого путешествия я могу извлечь гораздо больше, чем
решение проблемы или осуществление трудного выбора. Хотя степень решимости и
способности различных людей пройти этот путь очень различна, многие достигают
обновленного ощущения собственной идентичности, силы и возможностей, открывающихся
перед ними. В тех случаях, когда мы отваживаемся заглянуть в глубины нашего бытия и не
исказить увиденное, мы возвращаемся с чувством, что видели Бога.
Человек познает Бога в своей глубочайшей интуиции относительно собственной
природы. Глубоко внутри себя, далеко за пределами того, что можно выразить словами, я
иногда чувствую такие возможности, открытые передо мной, перед всеми людьми, от
которых захватывает дух и которые настолько превосходят все наши обычные заботы (хотя
и не умаляют их), что я знаю, что никогда не увижу их воплощения — по крайней мере, в
этой жизни. Я думаю, что это видение Бога.
Чем глубже я могу проникнуть в свои собственные возможности, тем ближе я подхожу к
тому, чтобы узреть Бога. Я не думаю, что существует конечная точка. Я не мыслю Бога в
качестве определенной сущности или существа. Мне кажется, Бог — это измерение
бесконечной возможности; Бог — это возможность всего. Так что Бог — это Все. Внутри
себя я могу ощутить все возможности, хотя я не могу представить себе ничего даже
близкого к этой бесконечности.
Когда мы обнаруживаем свое собственное ощущение возможности, мы открываем нашу
глубинную природу и все больше и больше обнажаем собственную жизненную силу. Знать
(в самом глубинном смысле знания), что возможно, значит оживить то, что есть. Знать, как
можно жить более полно, значит быть недовольным случайным и частичным в своей
нынешней жизни. Понимание ожидающей нас полноты жизни делает нас жадными в
стремлении обогатить свою жизнь.
Все мы ищем Бога, все. Атеисты и агностики не меньше, чем страстные богомольцы. Мы
можем отказаться от этого поиска не больше, чем остановить поток нашего осознания.
Осознавать означает заботиться о том, что есть и чего нет, о бытии и небытии. И
единственный способ осознать небытие (то, чего нет) состоит в том, чтобы думать о том,
что могло бы быть.
Hosted by uCoz