Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 181 
Next page End  

Они не любят кого-то “без всяких причин” (если не считать причиной, что ребенок
чувствует враждебность или неискренность, исходящие от этого человека). Такая реакция
скоро притупляется; не так уж много времени требуется, чтобы ребенок достиг “зрелости”
среднего взрослого и потерял способность отличать достойного человека от мерзавца.
Кроме того, уже на ранней стадии воспитания ребенка учат проявлять чувства, которые
вовсе не являются его чувствами. Его учат любить людей (обязательно всех), быть
некритично дружелюбным, улыбаться и т.д. Если в процессе воспитания в детстве человек
“обломан” не до конца, то впоследствии социальное давление, как правило, завершает
дело. Если вы не улыбаетесь, про вас говорят, что вы “не очень приятный человек”, а вы
должны быть достаточно приятным, чтобы продать свои услуги в качестве официанта,
продавца или врача. Лишь тот, кто находится на самом верху социальной пирамиды, и тот,
кто в самом низу ее — кто продает только свой физический труд, — может позволить себе
быть не особенно “приятными”. Дружелюбие, веселье и все прочие чувства, которые
выражаются в улыбке, становятся автоматическим ответом; их включают и выключают,
как электрическую лампочку”.
Ролло Мэй говорит о “Я-переживании”, характеризуя, что значит для человека
осознавать свое бытие. Хотя Мэй, главным образом, сосредоточен на интенциональных
аспектах “Я-переживания” и поэтому уделяет больше внимания потенциальным
возможностям, он, разумеется, выделяет тот же самый внутренний процесс в человеке,
который я называю внутренним, или экзистенциальным, чувством. Мэй пишет о “Я-
переживании”: “Во-первых, Я-переживание само по себе не является решением проблем
человека; скорее, оно является предпосылкой их решения”. Далее он говорит:
“Способность терапевта помочь пациенту узнать и пережить свой собственный опыт —
главное в терапевтическом процессе”.
Эта книга рассказывает о семерых людях, которые исправили кое-что в своей жизни с
помощью осознания своего внутреннего бытия. Каждый из них многому научил меня, и я
постараюсь передать эти уроки. Надеюсь, что читатель погрузится в истории этих людей, а
не станет изучать их беспристрастно. Если читатель позволит настоящим описаниям
вступить в перекличку с его собственным опытом, это может помочь ему обогатить свою
жизнь. Ибо каждый из нас — я, пишущий эти строки, вы, читающие их, — достигает
ощущения правильности бытия в той степени, в которой мы действительно следуем
внутреннему направлению своей жизни. В этом отношении, как и во многих других, люди,
чьи истории я сейчас передам, — такие же, как и мы.
Hosted by uCoz