Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 58 
Next page End  

    Приведу несколько примеров, иллюстрирующих применение вышеописанной
тактики.
    СЫН: Ты совсем не заботишься обо мне.
    ОТЕЦ: Почему ты так говоришь? (Выяснение деталей.)
    СЫН: Ты был бы ласковее со мной, если бы это было не так.
    ОТЕЦ: И что же ты хочешь, чтобы я сделал? (Уточнение деталей.)
    СЫН: (Молчание.)
    ОТЕЦ: Тебе кажется, что я не забочусь о тебе. Потому что я не позволил тебе взять с
нами на бейсбол твоего друга? (Уточнение деталей.)
    СЫН: Нет.
    ОТЕЦ: Это потому, что я не купил тебе конфет? (Уточнение деталей.)
    СЫН: Да! Все другие дети ели мороженое и конфеты, а я нет!
    МЭНДИ: Парень, а ты, оказывается, скряга!
    ТОМ: Почему ты так думаешь? Разве я мало оставил официантке? (Уточнение
деталей.)
    МЭНДИ: Нет, не поэтому.
    ТОМ: Ты полагаешь, я должен был вызвать такси? (Уточнение деталей.)
    МЭНДИ: Да уж, прогулка оказалась длинноватой.
    На наших семинарах мы часто предлагаем упражнение, в котором участники должны
указать на реальные или воображаемые недостатки так, чтобы мы были вынуждены
уточнить детали. Вот типичные примеры.
    ВЭЛ: Мне многое не нравится в тебе. (Улыбается.)
    АЛАН: Не мог бы ты уточнить? (Уточнение деталей.)
    ВЭЛ: Например, твоя одежда.
    АЛАН: Мои носки, ботинки, рубашка или брюки? (Уточнение деталей.)
    ВЭЛ: Мне больше нравятся облегающие брюки.
    АЛАН: Что-нибудь еще? (Уточнение деталей.)
    ВЭЛ: Нет, все остальное в порядке.
    АЛАН: А как тебе цвет моих брюк? Он тебя устраивает? (Уточнение деталей.)
    ВЭЛ: Да, такой цвет мне нравится.
    МАЙКЛ: Мне кое-что не нравится в том, как ты ведешь занятие.
    АЛАН: Ага. Что именно в моих действиях тебя не устраивает? (Уточнение деталей.)
    МАЙКЛ: Материал - он, конечно, полезен, но приходится слишком много учить.
    АЛАН: Ты бы хотел, чтобы я сократил количество упражнений? Или ты бы
предпочел, чтобы семинары были длиннее? (Уточнение деталей.)
    МАЙКЛ: Нет, я просто хотел бы, чтобы ты говорил помедленнее, приводил
побольше примеров и оставлял побольше времени для практики.
    Использование такой тактики позволяет участникам точнее и глубже анализировать
собственные мысли. Подробное расспра-шивание прояснило тот'факт, что замечания Вэл
оказались надуманными, однако Майкл был абсолютно искренен. Только благодаря
уточнению деталей Алан смог получить ценную информацию. Если бы он изменил тему,
объяснил, почему он ведет занятие именно так, а не иначе, или сказал, что проблема Майкла
в его медлительности, он никогда бы не задумался над предложениями Майкла, которые
оказались по-настоящему ценными.
    Особенно полезно уточнять детали, когда вы полагаете, что ваш критик может иметь
скрытые мотивы, как в следующем диалоге.
    БОБ: Привет!
    ЧАРЛИ: Привет, Боб. Что ты делаешь?
    БОБ: Я смотрю финальный матч. Тигры уже забили два гола.
    ЧАРЛИ: И не жалко тебе тратить такой великолепный день на торчание у
телевизора?
    БОБ: Что же плохого в том, что я смотрю телевизор? (Уточнение деталей.)
Hosted by uCoz