Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 208 
Next page End  

30
беспристрастному пространству наблюдения.
Когда вы перемещаетесь внутрь и наружу,
погружаясь в переживание и наблюдая себя в переживании, вы начинаете чувствовать свое
“я”, которое присутствует на обоих уровнях. Когда вы вспоминаете эмоциональное
переживание, осознайте что вы существовали и до этого, и остались существовать после
полного исчерпания эмоциональных реакций. То “вы”, которое наблюдает ваш опыт,
присутствует всегда; оно замечает, как приходят и уходят все мысли, ощущения, и чувства.
У меня был один клиент, который описал разницу между полным погружением в опыт
и тем, когда часть “себя” находится в пространстве наблюдения, как “больше пространства,
чтобы дышать”:
“Когда я ухожу с головой в переживание, есть чувство сжатия и узости—как будто
я пойман в длинных коридорах без окон и дверей. Когда я перемещаю часть себя в
наблюдение, появляется больше пространства для движения—коридоры сразу же
расширяются, и я чувствую, что становится больше пространства, воздуха, и даже
света.”
Наблюдение ведет к переживанию “себя” как больше чем мыслей, чувств, эмоций и
ощущений, которые часто забивают “я”. Если мы продолжаем жестко отождествляться с
приходящим в ум и уходящим оттуда, то нет места переживать вещи каким-то другим
способом. Мы, по сути дела, пленники очень узкого, укоренившегося набора убеждений и
точек зрения. Обучение наблюдать открывает наши психологические окна, впуская свет и
воздух расширившихся перспектив.
Опыт первого уровня—это опыт того, как быть больше чем то, что вас беспокоит. Если
ваша часть может свидетельствовать или наблюдать чувство грусти из-за разрыва
взаимоотношений, то это значит что вы не только ваша грусть—точно так же как вы не
картинка, которую вы рисуете для изображения вашей грусти. Есть чувство грусти—
возможно есть картинка грусти—а за ними, за их рамками есть вы, которое наблюдает разные
грани переживания под названием грусть.
Рассмотрите два способа переживания одного и того же события. Сценарий такой: я
подал моему начальнику ежемесячный отчет, который он обычно одобряет и хвалит. В этот
раз меня зовут в его кабинет, дверь закрывается, и он раздраженно говорит мне, что в моем
отчете есть крупный недосмотр, и его нужно полностью переделать. Я краснею от
неожиданности и смущения, на моих ладонях выступают капли пота, и в моем животе такое
ощущение, как будто по нему ударили дубиной. Я бормочу извинения и снова сильно
смущаюсь. У меня поверхностное дыхание, часто бьется сердце и все, чего мне хочется—это
убежать отсюда. Я чувствую себя глупым, совершенно неполноценным, и к тому же разозлен.
Когда я предпочитаю практиковать квантовый принцип первого уровня, я совсем по-
другому переживаю то же самое событие. Я могу выйти за пределы всего того, что могу
наблюдать. Философ Альфред Коржибский сформулировал это так: “все, о чем вы знаете, не
может быть вами.” Если я начну наблюдать и свидетельствовать мои реакции, то я
почувствую себя свободнее и умиротвореннее. Только из-за отождествления и слияния с
                                                
Хотя сейчас не время глубоко забираться в еще одну сферу физики, “теорию хаоса”, важно отметить, что
большинство из нас больше всего сопротивляется именно “хаосу”. Вы можете называть хаос иначе—чувство
ошеломленности, тревожность, замешательство, неуправляемость, чувство сумасшествия—но по сути это
переживание, которому сопротивляются. Такое сопротивление вызывает образование хронических ролевых
шаблонов. Связь между теорией хаоса и сопротивлением подробно обсуждается в моей книге “Дао хаоса:
Квантовое сознание, том второй”.
Hosted by uCoz