Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 87 
Next page End  

опровергать авторов теорий по прикладным знаниям о человеке, однако рекомендую
всегда иметь в виду главное — критически оценивайте возможность применения их в
общем правильных положений в каждом конкретном случае. И даже если вероятность
того что сжатые губы у встреченного вами завтра человека будут означать его
скрытность достаточно велика, это все же далеко не однозначно. Поэтому нужно быть
крайне осторожным, формулируя «законы» на основе определенных закономерностей
языка тела. 
Слово «закон» вообще весьма неоднозначное понятие. Юридический закон
действительно представляет собой требование, которое необходимо неукоснительно
выполнять; кстати, именно поэтому он и может быть нарушен, преступлен. Другое дело
природные законы, к которым относятся и законы человеческого тела, — это не
неукоснительные требования, а попытка описания того, что уже существует или может
существовать (а может и не существовать). Это законы условные, так как для их
осуществления нужны определенные условия. 
Поэтому-то они выполняются не всегда, при одних условиях происходит одно, при
других — другое. И тут важно избегать напрасных требований и ложных ожиданий.
Тут нужен точный анализ условий. 
1.5.Ошибка всегда возможна!
Для нашей ежедневной практики важно следующее: даже если мы признаем «закон»
или «правило» о сжатых губах, то все же допускаем, что не все сжатые губы должны
соответствовать этому закону! Вот почему так важно использовать контрольные
вопросы и тем самым периодически перепроверять, а что же «значит» полученное в
данном случае впечатление. 
Теперь сформулируем «закон», который, как мне кажется, следует воспринимать как
требование: 
Когда опытному интерпретатору необходимо «понять» сигналы тела окружающих
людей, то он прежде всего должен проводить контроль истинности своих
впечатлений, а не считать, что он всех видит насквозь!
Только так человек может научиться отличать, например, сигнал высокомерия от
сигнала робости (хотя, быть может, любая форма заносчивости рождается от
неуверенности). Сначала с помощью контроля истинности вы убеждаетесь в
правильности вашего ощущения, в том, что вы не приня-ли один сигнал за другой.
Затем пересматриваете и корректируете отдельные сигналы с учетом общей ситуации.
Только такой контроль может определить, обладают ли воспринимаемые сигналы тем
значением, которое мы им приписываем. Так, например, покачивание головой из
стороны в сторону для человека иной культуры может означать «нет», в то время как
этот сигнал на нашей географической широте понимается как «да» (чем больше нам
приходится общаться с людьми из других стран, тем важнее становится для нас знание
сигналов, которые у разных народов имеют принципиальные различия в своем
содержании; мы еще вернемся к этому в главе 9). 
Чаще всего недоразумения между собеседниками возникают из-за того, что один
другого «не так понял» (как говорится, я ему про Фому, а он мне — про Ерему). А
бывает, что реплику или мимическое выражение, относящееся к третьему лицу,
слушатель принимает на свой счет. Точно так же ответная мимика или какое-либо
Hosted by uCoz