Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 87 
Next page End  

приоткрывается рот, руки производят «вступительные» движения, тем самым как бы
подчеркивая возникающие на доли секунды позднее первые слова. 
Но еще более шокирующий эффект производит синхронизация микродвижений двух
собеседников. Этот так называемый «танец тела» особенно поражает, когда впервые
видишь его на кинопленке. Представьте себе следующую картину — друг против друга
сидят два человека, мужчина и женщина; на взгляд стороннего наблюдателя они сидят
абсолютно спокойно. У него нога закинута на ногу, потом он ее ставит на пол, затем
перекрещивает ноги; она плавно поглаживает свои волосы... Но стоит просмотреть эту
сцену в замедленном темпе (несколько кадров в секунду), как выясняется удивительное
— их движения в высшей степени синхронизированы друг с другом. В одном и том же
кадре оба начинают какое-то движение, например слегка наклоняются друг к другу, и в
одну и ту же долю секунды оба останавливаются. В одном и том же кадре они
приподнимают свои головы навстречу друг другу, а затем вместе же опускают их точно
в одном и том же кадре фильма! Это очень напоминает брачный танец птиц или
движения двух марионеток, управляемых общей нитью. 
Знание закона танца тела может быть использовано и в терапевтической практике. Вот
пример. На прием к психоаналитику пришла мать с двумя дочерьми-близнецами. Их
беседа снималась на кинопленку. Это было необходимо, так как одна из дочерей была
«трудным» ребенком. Предоставим слово фильму: «Мать и ее „нормальная“ дочь
двигались созвучно, синхронно друг другу, причем поведение и движения их тел
совпадали процентов на 95. Они даже разглаживали свои юбки вместе, в одном и том
же кадре! „Больная“ же девочка очень редко попадала в единый ритм с матерью или
сестрой. А в тех единичных случаях, когда она принимала позу матери, та моментально
обращалась к другой своей дочери за... как бы за одним из средств, увеличивающим
дистанцию от „больного“ ребенка. И каждый раз, когда мать заговаривала со своей
„шизофреничной“ дочерью, она производила это с каким-то уничижительным
движением рукой вниз, как бы давая знак: иди прочь!». 
Таким образом, на материале этого микроанализа психотерапевт смог сделать
заключение, подтвержденное потом и другими данными, что «шизофрения» одной из
доче-рей является результатом «нездорового» отношения к ней матери. 
Из приведенных примеров вы, очевидно, уже поняли, что этот метод вряд ли пригоден
для использования в повседневной жизни, так как требует разнообразной специальной
техники и довольно продолжительного времени для обработки результатов
наблюдения. Однако в момент беседы мы не имеем ни того ни другого. Мы должны тут
же, в считанные секунды увидеть и проинтерпретировать сигналы нашего собеседника. 
Второй метод использует немногие типы сигналов, а именно — позу, мимику,
жестикуляцию, дистанцирование и интонацию, ограничиваясь только той
информацией, которая видна невооруженным глазом. Сразу оговоримся, что не всегда
удается вычленить какой-нибудь сигнал в «чистом» виде. В таких случаях приходится
говорить о «пограничных» сигналах. 
Несмотря на то что при этом методе приходится «огрублять» восприятие, он обладает
бесценным достоинством — он применим в повседневной практике, то есть годится
для наблюдений за процессами, происходящими в живой жизни, когда нельзя их ни
остановить, ни «прокрутить назад», ни повторить в замедленном темпе. Поэтому
дальше в данной книге мы будем использовать только этот метод, так как главная наша
задача — помочь вам использовать понимание языка тела в практической жизни. Мы
Hosted by uCoz