Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 87 
Next page End  

«Он говорит громко, агрессивно, робко, медленно...» и т. п. При этом вы опять
убедитесь, что нюансированные ощущения, которые появляются во время упражнений,
вы вскоре сможете воспринимать и в жизни, словесно описывать их, причем без
стеснения! 
2.12.Практическое использование знаний
Выполнение упражнений поможет вам изучить отдельные аспекты языка тела; но все
же основная цель этих тренировок — научиться пользоваться выработанными
знаниями в повседневной жизни. Неожиданно для себя вы начнете смотреть на мир
«другими глазами». Научитесь осознанно воспринимать интонационные нюансы
беседы и паузы. Со временем благодаря целенаправленному поиску вы ощутите, что
восприятие сигналов теперь происходит сознательно, в то время как раньше вы это
делали бессознательно. 
2.13.Заключительное упражнение
В заключение цикла упражнений, направленных на ощущения, систематизацию и
вербализацию сигналов тела, предлагаем вам еще одно задание, которое содержит все
пройденные до сих пор шаги. Обратимся к наблюдениям над самим собой и над
другими людьми (ваша квартира с вездесущим телевизором замечательно подойдет для
этой цели). 
Будем сознательно воспринимать информацию, выражать ее в словах и обобщать. На
этот раз обращайте внимание как на сигналы окружающих (или телевизионных
персонажей), так и на свои собственные (в повседневной жизни). Естественно, можно
давать словесные описания не всем сигналам, которые сплошным потоком проносятся
перед вашими глазами. Таким образом, это упражнение затрагивает еще один весьма
важный практический аспект: вы должны отбирать (в жизни мы это делаем постоянно).
Так, одни сигналы вы воспринимаете и объясняете, другие пропускаете. Это
нормально. Вскоре вы заметите любопытное явление: ваше внимание постоянно
переключается от собственных сигналов к сигналам, исходящим со стороны другого, и
обратно. Это также нормально — именно так в реальной жизни и происходит процесс
восприятия языка тела. 
В качестве примера из жизни приведем здесь отчасти забавный протокол одного из
слушателей моего семинара (с разрешения автора). 
2.14.Пример:протокол
Господин М. бормочет: «Какое свинство» (интонация). Мой сосед справа взглянул
неодобрительно (мимика). Я при этом усмехнулся (мимика). Госпожа Биркенбил
медленно прохаживается (поза или действие?). Господин У. оглянулся назад (мимика)
и закрыл свой протокол (жестикуляция), чтобы она ничего не смогла прочитать
(умозрение). При этом она даже и не пыталась это сделать! Я еще раз усмехнулся
(мимика). Я заметил, что здесь, на семинаре, вообще много усмехаюсь (Гм!). Теперь
господин М. пристально смотрит перед собой (мимика). Ему ничего не приходит на ум
(или мне нужно ему подсказать)? Это опять умозрительное предположение. Теперь я
должен, собственно, поставить контрольный вопрос. Ха! Я вдруг заметил, что мое
левое колено раскачивается (поза или жестикуляция?) — можно предположить, что я
делаю это уже давно. Тетя рядом со мной грызет свою ручку (мимика или
жестикуляция?). Она делает это всегда, когда мы что-нибудь должны писать. Знает ли
Hosted by uCoz