Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 87 
Next page End  

она об этом? Ее сосед рассматривает ее (мимика). Она ничего не замечает (?). Госпожа
Биркенбил дотронулась до своей верхней губы (жестикуляция). Теперь смотрит на
часы (жест, так как действие?). Я тоже (у меня жестикуляция!). Еще две минуты.
Господин М. вызывающе уронил ручку (жестикуляция)! Теперь он демонстративно
откинулся на спинку стула (его поза, моя интерпретация!). Мой сосед опять взглянул
на него неодобрительно (мимика). Его лицо часто выражает неодобрение. Осознает ли
он это? Я констатирую, что мое колено опять качается (по-видимому, это все-таки
жестикуляция?). Господин М. громко зевает (интонация?). Он излучает много
сигналов, чтобы показать, что он выделяется на нашем фоне (с его стороны —
дистанцирование, с моей — умозрение). Я ему как-то в перерыве указал на это
(действие, спланированное, ха!). Моя левая рука судорожно держит бумагу
(жестикуляция). Ага, мое колено опять раскачивается (определенно жестикуляция!).
Впрочем, мне нужно за этим еще понаблюдать... Время вышло. 
Мы видим, что здесь снова всплыли пограничные случаи. Однако, в конце концов, не
так уж и важно, к каким категориям мы относим сигналы, пока мы их, во-первых,
воспринимаем и, во-вторых, вербализуем. Знание о том, к какой категории относится
тот или иной сигнал, создает в нашей голове лишь некую условную базу, которая, с
одной стороны, облегчает восприятие, а с другой — предоставляет нам возможность
общения с помощью языка тела
Критерии оценки
3.1.Новое восприятие
Наверное, вам приходилось встречаться с таким странным феноменом: какое-нибудь
новое слово, которое вы недавно узнали, начинает постоянно «всплывать» в самых
неожиданных местах. Читаете ли вы газету или книгу, слушаете радио или смотрите
телевизор, разговариваете ли вы со знакомым, оно постоянно вам встречается. На
самом деле, по всей вероятности, вы и прежде встречали это слово столь же часто, но
просто не обращали на него внимания. 
Нечто подобное будет происходить теперь и в отношении сигналов тела. И вас поразит
то обилие информации, которое вдруг устремится к вам со всех сторон! Может быть,
вы уже заметили этот эффект. Но, скорее всего, вы хотите не только больше
воспринимать, но и практически использовать воспринятое. 
Если вы хотите оценивать, анализировать, интерпретировать или даже судить (но не
осуждать!), понадобятся критерии. Нельзя ничего измерить без линейки. Без установки
на то, что хотят исследовать, не может возникнуть результат. Наши основные понятия
— Поза, Мимика, Жестикуляция, Дистанцирование и Интонация — являются
критериями восприятия, которые нам помогают сформировать «образ» (подобно
вспомогательным линиям при геометрических построениях). Если мы восприняли и
словесно выразили сигнал, то первый необходимый шаг мы уже сделали: мы описали.
Но до тех пор, пока мы не произвели оценки сигнала, наша вербализация не имеет
результата. 
Что же мы хотим узнать? Какую суть хотим установить? На что хотим обратить
внимание? Каждое «указание» того, как вам следует воспринимать себя и других, при
определенных обстоятельствах может сильно повлиять на процесс самого восприятия.
По этой причине я могу вам предложить рассматривать последующие рассуждения
Hosted by uCoz