Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 87 
Next page End  

6.
Замешательство. 
7.
Неожиданность.
Еще раз напомним, что отдельные сигналы чаще всего должны рассматриваться
совместно с другими. То же самое справедливо и для сигналов мимики. 
Образование морщин на лбу автоматически сопровождается движением других мышц
лица, отвечающих за управление глазами, ртом и т. п. Мы редко видим их в чистом
виде — только в комбинации с другими сигналами лица. И в зависимости от того, с
какой сопутствующей мимикой появляются на лбу морщины, они будут иметь
различный смысл. Так, например, горизонтальные складки и открытые глаза можно
интерпретировать следующим образом: душевное состояние находится в
выжидательном внимании по отношению к некоторым фактам, привлекшим сознание. 
Другой возможной комбинацией двух мимических сигналов могло бы быть, например,
образование горизонтальных складок в совокупности с полузакрытыми (слегка
прищуренными) глазами. Эта комбинация может наблюдаться, когда кто-то очень
старается что-то расслышать или разглядеть; например, в ситуации, когда что-то
мешает слушать или недостаточна громкость источника звука (в том числе и
технического, например, радио). В просторечии мы бы сказали, что он «навострил
уши». Однако эта формулировка может использоваться не только в переносном
смысле, но и в буквальном. Когда мы «вострим уши», то фактически инстинктивно
двигаем сильно атрофированными мышцами ушей. Понаблюдайте, как это выглядит у
кошек, собак и кроликов. 
Зачастую эти усилия сопровождаются «игрой» с ушами, а также дополнительными
жестами или изменениями позы. Так подставляют руку к ушной раковине, чтобы тем
самым как бы увеличить ее и направить в нужное направление. Аналогично собака
расправляет свое ухо и поворачивает его. Изменение позы выражается наклоном в
сторону источника звука, например к говорящему, которого хочется лучше понять.
Конечно, можно развернуть и сам источник звука, если это, например, телевизор. 
В рамках нашего неизбежно поверхностного анализа мы не можем привести все
возможные комбинации двух и более сигналов (в зависимости от точности это
потребовало бы от 600 до 60 000 страниц), поэтому мы ограничимся простыми
сигналами. 
Тут я хочу обратить ваше внимание на очень важный момент. Он касается восприятия
комбинаций сигналов тела другого человека, особенно мимических. Обычно, обозревая
картину с большим количеством деталей, человек не в силах уделить равного внимания
всем аспектам наблюдаемого, поэтому выбирает что-то одно и основное внимание
уделяет ему. Сигналы, исходящие от этого осознаваемого предмета наблюдения,
исследователи называют первичными. Сигналы, исходящие от других частей
наблюдаемого объекта, видимые за счет «бокового зрения» и не осознаваемые
наблюдателем, называются вторичными. Так вот в момент восприятия комбинаций
мимических сигналов вы осознанно всматриваетесь только в один из сигналов, другие
входят в вас бессознательно, отчего их ценность не уменьшается — вы воспринимаете
всю картину целиком, одновременно и первичные и вторичные сигналы. Более того,
именно благодаря этому «побочному впитыванию» вторичных сигналов
систематические упражнения по восприятию комбинаций сигналов и развивают
бессознательное чутье, без которого немыслим опытный в общении человек. Я бы
рекомендовала проводить эти систематические упражнения по методу, принятому в
Hosted by uCoz