Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 153 
Next page End  

сенсорик, студент университета, сдавал письменный экзамен трем профессорам-интуитам. Они
«завалили» его эссе с письменным примечанием: «Недостаточно раскрыта тема, нет ничего, кроме голых
фактов». С точки зрения сенсорика, фактов достаточно, а все остальное — лишь ненужные детали. Но
решение принимали интуиты — и интуиты поставили ему двойку. Можно сказать, что, как истина,
красота и контактные линзы, интеллект — в глазах смотрящего.
Выражение и размышление: экстраверсия и интроверсия
Существует экстравертная модель обучения, согласно которой «без выражения нет понимания».
Другими словами, «если вы не можете это сказать, значит, вы этого не знаете». Интроверты, напротив,
живут согласно поговорке: «Без размышления нет понимания» — перед тем как считать, что вы поняли
какую-то информацию, ее надо хотя бы немного обдумать. Представим себе такую ситуацию: учитель
сообщает некую информацию ученикам. Чтобы полностью понять сказанное им, экстравертам требуется
это обсудить — с учителем или другими учениками, в то время как интровертам нужно время для того,
чтобы обдумать услышанное, понять, в чем его суть, и усвоить — но у них ничего не получится, потому
что экстраверты мешают им своим бурным обсуждением.
Какие из учеников будут казаться более сообразительными? Безусловно, экстраверты, которые
постоянно демонстрируют свое понимание предмета вслух, в то время как у интровертов (не менее
сообразительных) нет времени, чтобы все обдумать, не говоря уже о том, чтобы высказать.
Порядок и спонтанность: рационалы и иррационалы
Рационалам легче всего учиться, когда они знают, какие задачи перед ними стоят и каков план
обучения. Для иррационала все это, скорее, досадные помехи. Для иррационала не так важно
выполнить план, как уделить внимание каждой мысли, что придет ему в голову. Но рационала
расстраивают отклонения от намеченных планов. («Мы сказали, что пройдем сегодня три параграфа, но
прошли только один, а все остальное время потратили на обсуждение».) Иррационалам доставит
огромное удовольствие урок, на котором учебный план был принесен в жертву ради интересного
отклонения от темы. Конечно, способность действовать согласно плану напрямую связана с типом
преподавателя. Несмотря на то что интуитивно-иррациональные этики могут быть превосходными
учителями на любом уровне обучения, в системе образования их довольно мало благодаря сенсорно-
рациональным логикам на административных должностях, которые требуют от них еженедельных
подробных отчетов. Эти отчеты совершенно изнурительны для NFP.
Темпераменты в учебе
В главе 4 мы говорили о кратчайшем пути к типоведению: комбинациях из двух букв,
составляющих четыре типа —
NF, NT, SJ и SP, каждый из которых обладает некоторыми
специфическими особенностями. С помощью этих четырех типов — «темпераментов» — мы можем
наиболее точно предсказать поведение человека. Они также многое говорят о поведении человека в
учебном процессе.
Например, сама природа образования во многом благоволит к студентам, предпочтенным к
интуиции и этике —
NF. Интуиция помогает им добиваться успеха в теории, а этика рождает
потребность нравиться, доставлять удовольствие окружающим — учителям, родителям, сверстникам,
кому угодно. В итоге студенты-NF часто достигают больших успехов в учебе и, казалось бы, у них
отличные карьерные перспективы. Но нередко оказывается, что им очень трудно работать по
выбранной профессии — хотя получить ее было так легко! Интуитивные этики становятся инженерами,
бухгалтерами и учеными, чтобы порадовать родителей или стать похожими на кого-то, кем они
восхищаются. Но аналитическая работа, как правило, не подходит NF, склонным к общению и работе с
людьми.
Существуют и другие различия между темпераментами
Hosted by uCoz