Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 153 
Next page End  

понятное объяснение особенностей поведения. Типоведение — инструмент для
самосовершенствования и сотрудничества.
На последующих страницах Отто и Джанет учат нас мириться с нашими слабостями и
разочарованиями, приводя примеры из знакомой нам всем повседневности. Возможность посмеяться
над собой и другими — это прекрасное дополнение к их иллюстрациям нашей борьбы с неизбежными
дилеммами, которые ставит перед нами жизнь. По мере чтения этой книги мы быстро понимаем, что
все наши нерешаемые проблемы, непримиримые конфликты и невыносимые различия вполне
поддаются новым способам решения, которые предлагает нам типоведение. Наши безнадежные
проблемы внезапно начинают играть яркими красками. Различия, которые мешали, теперь помогают
нам.
Психологические тесты и теории всегда вызывают дискуссии и сомнения, и теория Майерс—
Бриггс не исключение. Однако тех из нас, кто использует этот инструмент, может утешить тот факт, что
даже образованные и эрудированные скептики нередко находят в нем решение своих застарелых
проблем и вопросов. Конечно, классификация людей неизбежна. Но эта книга рассказывает о том, как
мы их классифицируем, зачем мы это делаем и как меняется наше восприятие этих классификаций с
течением времени.
Даже если вы глубоко сомневаетесь в работоспособности любой подобной схемы, эта книга
может заставить вас лишний раз задуматься о том, как вы постигаете наш непростой мир и как
справляетесь с его ловушками. В самом крайнем случае она поможет вам ответить на эти два вопроса:
что вы знаете о себе? И почему же все-таки соседи думают то, что они думают?
Доктор Чарльз Сишор, ENTP, Вашингтон, психолог,
входит в состав нескольких престижных научных учреждений, включая институт Филдинга
(Санта-Барбара, штат Калифорния), Американский университет в Вашингтоне, университет Джона
Хопкинса в Балтиморе и институт NTL в Арлингтоне (штат Виргиния)
Глава 1. Клички и прозвища
«Три пальца показывают на тебя»
Эта книга посвящена прозвищам. Так или иначе, мы все время снабжаем прозвищами других
людей. Все вы слышали фразы вроде: «Он такой чудак», «Эй, ты, всезнайка, каков правильный ответ?»,
«Она такая умница!»,
«Мой босс ужасно дерганый»,
«Она просто болтушка»,
«Он и правда большой
человек!» И это только малая их часть.
Дело в том, что сортировать и классифицировать окружающих людей — практически наша
вторая натура, хотя наша классификация не всегда бывает точна и положительна. Но прозвища — это не
всегда плохо. Если бы не ярлыки и классификации, вероятнее всего, человеческое общение было бы
гораздо беднее. Придумывая прозвища, мы создаем упрощенные обозначения некоего информационного
массива, которые часто облегчают процесс общения на работе и дома, с друзьями, родственниками и
незнакомыми людьми. Если кто-то, описывая своего друга, скажет, что тот — просто «сгусток энергии»
или «без царя в голове», вы сразу поймете, что он имеет в виду. К сожалению, такие прозвища могут
привести также к негативным стереотипам и непониманию, становясь помехой в общении и порождая
предрассудки.
Почему мы придумываем прозвища? Мы начинаем это делать, когда замечаем в человеке какой-
либо характерный отличительный признак, нравится он нам или нет. Придумывая прозвища, мы
классифицируем людей — почти так же, как мы классифицируем животных, архитектурные сооружения
и виды искусства — это удобный способ запоминания их отличительных черт и хранения их в памяти.
У вас есть сотрудница, которая предпочитает услышать подробные, детальные объяснения, прежде чем
взяться за что-то новое? Вы наверняка прозвали ее «тормозом» и мысленно сделали пометку —
отводить пять минут на объяснение ей того, что вы можете усвоить затри минуты. Приятеля, который
читает вслух надписи на всех указателях во время поездки на автомобиле, вы называете «балаболкой».
Hosted by uCoz