Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 153 
Next page End  

Любое из возможных сочетаний рациональности с иррациональностью в семье обычно
становится источником наибольшего количества ссор и конфликтов, а иногда — и приятных
неожиданностей.
Сначала о приятном. Дети-рационалы кажутся родителям-иррационалам невероятно
организованными и «правильными», кажется, что они непременно преуспеют в жизни: они всегда
убирают игрушки, делают домашние задания, приходят домой вовремя — все то, чему так хотели бы
научиться родители-иррационалы, но никогда не смогут и знают об этом. С точки зрения родителя-
рационала, ребенок-иррационал беззаботен и игрив, не слишком переживает из-за повседневных
семейных разногласий и сравнительно легко справляется с неизбежными проблемами при взрослении.
Рационал может позавидовать подобной стрессоустойчивости.
Разные подходы
Прошлым летом двое моих детей — у обоих есть семьи — решили покрасить свои дома. Семья
рациональных логиков приступила к задаче еще в феврале: они выяснили, как подготовить дом, какую
краску покупать и когда лучше начинать покраску. Они измерили дом, подсчитали, сколько галлонов
краски им понадобится, дождались распродажи и купили ровно столько, сколько было нужно. Семья
иррациональных сенсориков пошла другим путем: они подобрали цвет, купили галлон краски, красили
дом, пока краска не кончилась, потом купили еще один галлон...
---
К сожалению, в таких семьях не менее вероятны и регулярные конфликты и столкновения по
самым разным вопросам.
С точки зрения рационала, ребенок-иррационал не может поддерживать порядок в своей жизни
и иногда кажется совершенно «неконтролируемым». Вероятно, вы помните, что рационалы любят
контролировать то, что их окружает — а ребенок, безусловно, входит в этот круг. Но как бы сильно ни
старался рационал, ему кажется, что ребенок-иррационал ничего не может сделать вовремя и так, как
надо:
- «Мам, я забыл тебе сказать, мне надо завтра принести в школу дюжину кексов».
- «Папа, надеюсь, тебе не нужна сегодня вечером машина? У меня будет важное свидание, я
забыл тебя предупредить».
- «Что значит беспорядок? Мне нужно, чтобы все эти вещи лежали на столе!»
Исход таких ситуаций напрямую зависит от других предпочтений участников. Если родитель-
рационал принадлежит к интровертно-этическому типу, он начинает обвинять самого себя в том, что
не сумел достаточно хорошо воспитать ребенка-иррационала. Стоит ли говорить, как серьезно может
повлиять такое отношение (не важно, высказано оно вслух или нет) на самооценку ребенка? Если же
родитель-рационал принадлежит к экстравертно-логическому типу, ему более свойственно выражать
свою неудовлетворенность во внешних проявлениях, которые чаще всего сводятся к созданию
«военной» атмосферы, дабы «воспитать» этого странного ребенка. В подобных случаях страдает вся
семья, включая других детей, которым также приходится жить в этой военной атмосфере. Разумеется, и
родитель-рационал, и ребенок-иррационал всего лишь делают то, что свойственно их типам, но
попытки перевоспитать ребенка приводят лишь к тому, что каждый из них начинает еще более яростно
защищать свою позицию, не желая идти на компромисс. Например, родитель-рационал начинает более
строго требовать пунктуальности от ребенка-иррационала, а тот, пытаясь справиться с этими
требованиями, становится еще более рассеянным: забывает свои вещи или опаздывает еще больше, чем
обычно.
Теперь давайте рассмотрим обратную ситуацию, где родитель — иррационал, а ребенок —
рационал. С точки зрения иррационала, упрямство и непреклонность ребенка-рационала могут быть
истолкованы как проявления эгоизма. Ребенок, который постоянно твердит, что все должно быть «по-
моему», приводит родителей-иррационалов в ужас, и подчас они теряют надежду его переубедить и
оставляют его в покое: пусть делает то, что считает нужным. (Вероятнее всего, когда вы слышите чьи-то
жалобы на «недостаточно воспитанных» чужих детей, речь идет именно о детях иррационалов.)
Hosted by uCoz