Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 153 
Next page End  

Упомянув о возможной опасности — злоупотреблении типоведением или использовании его
для оправдания, мы должны признать, что в жизни не так много областей, в которых типоведение
неприменимо. Главное — не забывать об уважении к себе и другим людям, на котором выстроена наша
наука.
Типоведение в учебе и преподавании
Школы, колледжи и университеты предоставляют бескрайнее море возможностей для
применения навыков типоведения. Напоминаем вам, что типоведение зародилось именно в учебном
заведении, когда Катарина Бриггс создала классификацию учеников на основании их различий в
подходе к обучению — равно как и к преподаванию.
О связи типов личности и образования было написано очень много. Мы тоже работали с
учебными заведениями всей страны — начальными и средними школами, колледжами и
университетами — и оценили потрясающую пользу типоведения в том, что касается процессов
обучения. Мы предлагаем вам некоторые наблюдения о поведении разных типов в учебном процессе.
Сенсорики делают, интуиты обучают: дихотомия S-N
Начальные классы средней школы во многом ориентированы на сенсорику. Обучение
происходит в действии, ученики максимально вовлечены в процесс. Дети постоянно что-то «делают»
— выходят к доске, рисуют и лепят, заполняют прописи и далее в том же духе. В старших классах
обучение начинает тяготеть к теории, в колледже эта тенденция усиливается, а в высшем учебном
заведении доходит до максимума. Наши данные подтверждают этот факт: две трети учителей начальной
школы — сенсорики, среди учителей старших классов примерно равное количество сенсориков и
интуитов, а преподавательский состав вузов на 70 процентов состоит из интуитов (в некоторых
университетах количество преподавателей-интуитов достигает 77 процентов).
Вы можете представить, какими проблемами чревата такая ситуация в системе образования.
Представьте, например, профессора истории в колледже, принадлежащего к интуитивному типу,
который читает лекцию в аудитории, полной студентов-сенсориков. «Сегодня, — начинает он, — мы
рассмотрим четыре причины Второй мировой войны. Но перед тем как начать, я изложу для вас
теоретический базис...» Далее следует увлекательный, но несколько беспорядочный трактат,
объясняющий, что привело к началу Второй мировой войны, но ничего не говорящий о
вышеупомянутых «четырех причинах». Лекция подходит к концу, студенты-сенсорики (коих в
помещении подавляющее большинство) не понимают, что происходит и зачем они вообще сюда
пришли — не говоря уже о том, что они не записали ни единого слова из сказанного профессором. А
немногочисленные интуиты вполне довольны услышанной лекцией, она оказалась для них интересной
и информативной. Так протекает жизнь сенсориков и интуитов в академической среде.
Не слишком много и не слишком мало
Я преподаватель-INTJ, и я предпочитаю давать своим студентам задания свободного характера.
Когда студенты задают мне вопросы вроде: «Каков должен быть объем доклада?» — я отвечаю им:
«Столько, сколько потребуется вам для высказывания и аргументации мысли».
После знакомства с типологией я понял, что это должно расстраивать моих студентов-
сенсориков. Но мне по-прежнему кажется невозможным назначить точное количество страниц. Лучшее,
что я могу сделать, — это указать рамки.
Я говорю им: «Пяти страниц вам, скорее всего, не хватит, а пятьдесят — это уже слишком много».
---
Дело обстоит еще хуже, потому что большинство тестов на умственное развитие разрабатывается
в высших учебных заведениях. Это означает, что группа создателей теста, состоящая в основном из
интуитов, в сущности, определяет судьбу — в том, что касается образования, — массы людей,
большинство из которых сенсорики. Неизбежным следствием этого является то, что результаты
Hosted by uCoz