Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 162 
Next page End  

выборочно - только к своим, к проверенным и привычным, а третий не доверяется почти никому, на
общение не идет, не дается на руки, растет букой, угрюмцем...
Одна кроха упряма, своевольна, капризна, другая послушна, покладиста. Один - дикий одинокий
волчонок, другой - ручной всеобщий щенок.
Почему?.. Что будет дальше?.. И у животных, и у людей есть два инстинкта, две большие
врожденные стратегии мироотношения и поведения: доверие и недоверие, открытость и закрытость -
Программа Да и Программа Нет. Программы эти закреплены в памяти каждой клетки не только мозга, но
и всего тела, имеют свои биохимические механизмы, свои вещества Да и Нет...
Нельзя жить без доверчивости: ни с кем не пообщаешься, никого не примешь в друзья и близкие,
и никто не примет тебя. Ничего не воспримешь, ничему не научишься. Тупик изоляции, мороз
одиночества, ад подозрительности... Нельзя жить и с безграничной доверчивостью. Даже самая
преданная и самоотверженная собака имеет какую-то меру доверия своему хозяину, какой-то предел, за
которым зверь вспоминает, что он зверь...
Существо всего лишь доверчивое - это робот, машина: жми кнопку - и получай искомое. И это
всегда овца, всегда жертва. Доверчивый и внушаемый человек в народе имеет звание дурака или лоха.
(Между прекраснодушием интеллектуала и некритичностью клинического дебила расстояние не столь
велико, как кажется...)
По тому, насколько преобладают и каким образом распределяются у человека по жизни
Программа Да и Программа Нет, проходит водораздел характеров, социальных установок,
мировоззрений...
Ум, заметил однажды Д.С., есть прибор, определяющий, чему верить и как, исходя из этого,
поступать. Более никакой надобности в уме в общем-то нет, сказал он, потому-то с него так легко сойти.
«А что же такое разум?» - спросил я. - «Ум, научившийся определять, верить ли себе самому».
Удары мимо ворот
- Я ей говорю: веди себя прилично, некрасиво заниматься онанизмом публично. А она
продолжает.. Что делать, доктор, бить, да? (Мать о двухлетней дочке, всерьез.)
Малыш может не понимать обращенную к нему речь; может, заигравшись, не услышать сердитый
оклик; у него может не хватить внимания, чтобы дослушать нас, может быть слишком хорошее
настроение, чтобы понять по выражению глаз, как мы серьезны.
Ребенок постарше может не знать многих взрослых слов, не иметь (а вдобавок, родительскими
усилиями, и не желать иметь) многих понятий, кажущихся родителям само собой разумеющимися,
универсальными.
- Я ему говорю: почему ты исходишь из презумпции своей правоты и нашей виновности, это
неправильная презумпция. Ты должен иметь правильное мышление. А он мне: сами надевайте свои
трезубции, мне они не нужны!.. Ну что тут внушишь? Просто не хочет слушаться и издевается!.. (Мама-
юрист о десятилетнем сыне, всерьез.)
В подобных и иных случаях ворота внушаемости не заперты; но тот, кто не имеет навыка входить
в мир другого существа и смотреть из него на себя, в них просто не попадает - как незадачливый
футболист, лупит мимо или забивает в свои ворота. Очень многие такие вот нулевые родители и
бабульки-дедульки, путая невосприятие с сопротивлением, ведут себя как вышеописанные мамаши,
наращивают претензии к ребенку и тем лишь ускоряют приход того времени, когда...
Ворота запираются изнутри
У дураков надо учиться.
Ведь все равно же мы у них учимся.
Вова, 7 лет
Защита от внушений - антивнушаемость - внешне проявляется недоверчивостью, капризностью,
непослушностью, строптивостью и упрямством, наоборотным поведением («из вредности», «из
Hosted by uCoz