Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 162 
Next page End  

Где-то между 5-7,
иногда ближе к 8-9 годам. Все то же утверждение самости, та же Программа
Нет на другом уровне. «Мама, ты говоришь неправильно, дядя Саша знает лучше тебя!» «Папа, ты сам
ничего не умеешь!..» «Бабушка, ты противная, ты бы умерла поскорей!» «Не буду надевать эту майку, не
нравится она мне, никто не носит такие, и вообще жарко!..»
Плохое настроение, усталость, предвестие болезни?.. Вполне возможно. Надо, однако, знать, что
всякое скверное состояние выводит наружу подавляемые побуждения. Ведь как раз в это время начинает
стремительно наступать на ребенка чудище обло-озорно-стозевно-и-лайяй по имени Необходимость.
Игрушки уступают место учебникам, маленький раб садится за парту... И снова, снова и снова
приходится доказывать старшим - а главное, себе самому - что ты можешь быть если не распорядителем,
то хоть совладельцем своего «Я»; что кроме «надо», бесконечного «надо», есть и право на «хочется»...
Положение между тигром и крокодилом: недожмешь «надо» - не состоится ни настоящая учеба,
ни настоящая личность; пережмешь «надо» - все то же самое плюс...
Накаты упрямства и всеотрицания будут происходить всякий раз, когда ребенок будет
чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах; когда самооценка
его будет ставиться под угрозу; когда будет подавляться его стремление к самостоятельности; когда будет
скучно; когда взрослые будут давить, не догадываясь о своей тупости, не догадываясь о непонимании...
Зарубка на носу
Дай время себе, дай время ребенку
Не случается ли, что мы ведем себя с ребенком как самозарядный автомат, не давая себе времени
не то что подумать, а просто увидеть, что происходит?
Научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция. «Лучше ничего не сказать, чем
сказать ничего». Дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших всегда действует
внушающим образом.
Быстрее давай! Ну что ты застряла! Опять возишься! А ну, марш за уроки, сию минуту! Садись
есть, немедленно! Все, кончай, спать пора, сколько можно! Домой, сейчас же!..
Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами,
требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это
может быть связано и с какой-то болезнью или задержкой развития; но, как правило, это дети
совершенно здоровые и, более того, часто весьма одаренные. Таким увальнем, неуклюжим недотепой
был и маленький Пушкин, и маленький Эйнштейн. «Тихая вода глубока». Им нужно быть
медлительными: в свое время догонят и перегонят. Ребенок - не автомат.
Правильно (примерно до пятилетнего возраста):
Вот эту башню достроим, ну а потом... Скоро я начну считать до десяти, и когда досчитаю...
(позвоню в колокольчик, хлопну в ладоши...)
После пяти-шести:
Скоро спать (садиться за уроки, идти домой), приготовься... У тебя еще ровно 11 минут...
Поздравляю, сэр, ваше время истекло. Точность - вежливость королей...
Если необходимость вынуждает к немедленности, твердо и решительно, но обязательно весело и
жизнерадостно - приказываем! Если, как часто бывает, начинает препираться и торговаться («Ну
сейчас... ну еще немножко...»), не вступаем в препирательства, повторяем приказ более властно или
применим мягкое насилие: обнимем и уведем.
Такие ситуации повторяются ежедневно, не так ли? Есть, следовательно, возможность
поэкспериментировать...
И у взрослых не все внушения реализуются сразу, большинство требует какого-то срока для
проторения.
Не понимает, сопротивляется, а потом вдруг все как надо, само - когда перестают давить...
Веревка в доме повешенного
из заметок доктора Кстонова
Hosted by uCoz