Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 162 
Next page End  

управляемым существом на 99% эгоистично. Ведь они лицемерят или, во всяком случае, искренне лгут
себе, когда утверждают, что воспитывают ребенка (читай: пытаются манипулировать им) ради его, а не
своего блага.
Прежде всего они хотят, чтобы ребенок не создавал им проблем, чтобы был удобным. И слава
Богу, что это в большинстве случаев неосуществимо.
Конфликт между взрослым Надо (читай - Мне Так Хочется!) и детским Хочу совершенно
нормален. В этом противостоянии Ребенок растит свою волю и учится не только сдаваться и
подчиняться, но и сопротивляться и подчинять, развивает не только привычку проигрывать, но и
умение выигрывать или проигрывать, по крайней мере, не с сухим счетом.
Взрослый же - раньше ли, позже ли - получает предметный урок оставления плодов действия и
смирения.
Вопрос в том, сможет ли он этот урок принять... Вникнуть в мир своего ребенка, вчувствоваться
в его жизнь изнутри - значит получить волшебный золотой ключик, открывающий ворота души. Нужно
только всмотреться, вслушаться, сопоставить, вспомнить себя...
Увы, как раз потому, что взрослый - взрослый только снаружи, а не внутри, себя он не помнит и
слепоглух к детскому существу. Отождествляет родительство с ролью начальства, няньки, охранника,
финанс-попечителя, подаркодарителя... Не общается, а дает указания, не вникает, а вламывается, не
разговаривает, а наезжает. И по-детски обижается, и ужасно сердится, когда получает в ответ шиш без
масла...
Третий возраст упрямства
мальчик 14-17, девочка 11-15
Всем известный кризис, эта психогормональная буря, которую и привыкли называть собственно
переходным возрастом, или пубертатным.
Из переводов с детского и не совсем:
...Со мной происходит что-то небывалое, я бешено расту, у меня все меняется, и многое
неприятно, стыдно... Хочется то спрятаться и не жить, то обнимать весь мир... Я так нуждаюсь в
одиночестве и так от него страдаю! Я не знаю, что подумаю через минуту, не мешайте мне, помогите!..
...Хватит принимать меня за дурачка, я уже взрослый! Прошу на равных, требую уважения! Но
остаток детства, который у меня еще есть, дайте дожить, доиграть!..
...Не хочу жить, как вы, не хочу быть на вас похожим! Если бы я создавал этот мир, я бы сделал
все по-другому, и вас бы не было! Я уже раскусил вас, наелся, с меня хватит!..
...Отойдите, имейте совесть! У вас своя компания, а у нас своя, нам без вас свободнее, веселее,
нам есть чем заняться... Вы нас кое-чему научили, спасибо, теперь мы учимся у себя самих, мы живем!
Вы уже это забыли, старики, отодвиньтесь, дайте пройти!..
...Ах вот оно что. Оказывается, я ничего не знаю, не умею и ни черта не смыслю! Ни на что не
годен, ничтожество! И это все благодаря вам, дорогие взросленькие, благодаря вашим сказочкам, вашему
воспитаньицу!..
...Я должен узнать мир и себя, я нуждаюсь в экспериментах. Я хочу испытать невероятное, хочу
проверить известное. Мне нужны трудности и ошибки. Я хочу сам делать свою судьбу, я хочу жить как
хочу, но сначала я должен узнать - чего я хочу?
...Хочу верить, слышите? Я хочу во что-нибудь, в кого-нибудь верить! И поклоняться, и служить,
и любить! Бескорыстно, самозабвенно! Но не бессмысленно! Хочу понимать - зачем, на роль бездумного
исполнителя не согласен! Хочу, чтобы и мне верили, что-бы поклонялись, чтобы любили!
В этом возрасте максимальны и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток уже бит, уже терт,
уже недоверчив - но пока только на уровне своего сознания, еще слабоватого; а подсознание - словно
открытая рана, доступная всем инфекциям...
Очень легко зомбируется, подчиняется всяческим психовоздействиям, если только они идут из
источников, еще не успевших показать ему свою задницу. Как невменяемый психбольной устремляется
незнамо куда и бешено возводит психозащитные бастионы - бронируется от внушений
Hosted by uCoz