Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 162 
Next page End  

Кронид. А куда же деться от длинного ряда предков, от психологической преемственности, от
социальной наследственности?..
От конфликта между требованиями безжалостного Рынка Жизни и требованиями детского тела и
детской души, которые никто не умеет и не хочет понять, которые и сам-то ребенок не умеет
высказать?..
Автомат, осознавший, что он автомат, и товар, осознавший, что он не товар, знаете как
называется?..
Бэлла. Человеком. Но такие бомбежки, которую я сейчас кусочком изображу, человеческое в нас
вытравляют:
«Я же тебе показала! Вот так завязывай шнурок!. Тьфу! Да что же ты.. Да не так! Откуда у тебя
руки растут?. Пусти, дай я сама! Бестолочь!»
«Опять согнулась, как крючок! Выпрямись, сколько раз говорить!»
«Ты что, последнюю извилину потеряла? Тут черным по белому: первая бригада экскаваторщиков
вырыла за двадцать два дня столько кубометров грунта, сколько вторая вырыла за три недели. Одна за
два дня, а другая за три ночи, понятно?» - «Не-а». - «Потому что думать не хочешь. Тупица! Дебилка!»
Вот по такой методике моя любимая, моя бедная мамочка воспитывала свою автодочку, верней,
антидочку. Не знаю, это ли причина, или я сама такой родилась - но во мне, сколько помню себя, всегда
срабатывал жесткий рефлекс Немогунадо: если чего-то надо, то я этого не могу - какое-то
насильственное сопротивление необходимости, полное торможение... И стойкое убеждение, оно во мне
и сейчас, что жизнь - это наказание, которое надо зачем-то перетерпеть...
Антуан. Если надо, как терпишь? И что за «зачем-то»?
Лиза. И как при всем том умудрилась получить высшее образование и ученую степень?
Бэлла. Назло себе. Живу просто назло себе. Ярко выраженная мазохистка...
Роман (в роли Черного Критика). Ну, если так, то Бетховен, которого отец учил музыке по
вышеописанной методике: бил, истязал, цепью приковывал к фортепиано, - Бетховен, наверное, был
супермазохистом, оттого кстати же и оглох. Я лично двумя руками за кнут, кнут и кнут. Только кнут
превращает обезьяну в человека! - Кто «за»? Кто «против»?..
Вот одна из самых обычных, самых нелепых и трагичных ошибок. Ругая ребенка (и взрослого!),
то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она):
лентяй, 
трус, 
бестолочь, 
идиот, 
подлец, -
мы это внушаем.
Ребенок верит этому. Ведь говорят затем, чтобы поверил, разве не так?.. Слова для ребенка
значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного
смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не
усваивается.
Оценивая - внушаем самооценку
Если говорить:
ничего из тебя никогда не выйдет!
Ты совершенно неисправим!
Самый настоящий предатель!
Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), -
то так оно и окажется...
Ведь это внушение, самое что ни на есть настоящее внушение. Оно создает образ будущего, оно
действует и спустя годы, даже напрочь забытое:
ты меня не любишь,
ты нарочно меня изводишь,
ты хочешь, чтобы я сошла с ума,
ты хочешь моей смерти.
Hosted by uCoz