Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 162 
Next page End  

скорее, наоборот, есть немалые шансы заработать презрение и отвращение со стороны ребенка.
Тем не менее отношение ребенка к себе будет от этого человека зависеть и впредь. Может тут же
забыть, но сам факт
никогда не проходит бесследно: наркотик уже попробован!.. Начнет
подстраиваться под оценки и предпочитать положения, где можно себя показать только с выгодной
стороны; начнется неискренность...
«Какой у тебя бантик красивый!», «замечательное платье!» - первая провокация стать
тряпичницей. «Какая прелесть, какая умница! Все понимает, исключительные способности! Ну, прочти
еще стишок... Какой молодец!»
Так часто и начинается трагифарс самовлюбленной посредственности...
Зарубка на носу
Сравнивать можно только с самим собой
Внимательнейше надлежит различать одобрение, сравнивающее человека с самим собой
(читаешь уже лучше, хорошо справился, постарался и получилось, начинает получаться...), и одобрение,
сравнивающее с другими (у тебя вышло лучше, чем у Марины... у тебя красивое платьице, ни у кого
такого нет... ты у нас самый сильный...). Если первого можно опасаться не слишком и перебор легко
поправим, то второе - сравнение, соревнование - коварное зелье, крючок, на который очень легко
клюют и подсаживаются, а сойти без тяжких потерь невозможно. Платежка иной раз приходит
мгновенно, а иной раз отсрочено или слишком отсрочено... Обратим внимание, как редко и ругают, и
хвалят детей в семьях солнечных, которым можно завидовать. Там никого не сравнивают ни с кем. Там
не ставят отметок, там просто живут.
Зарубка на носу
Что не заработано, за то не хвалить
- за то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным
-
за легко дающиеся хорошие отметки
- за здоровье, красоту, силу, ловкость, сообразительность, ум, талант - короче, за все природные
способности, включая и прирожденное бесстрашие и врожденную доброту
- за игрушки, за одежду, за вещи - ни в коем случае не отмечать их одобрением (равно как и
неодобрением!), которое так легко принимается ребенком на свой личный счет. Что есть, то и есть, ну и
все.
Да, что не заработано, за то не хвалить! Но, возразим мы, ведь не все могут заработать, и не все
зарабатывается... Разумеется, и об этом дальше. Кроме того, не надо хвалить:
- больше двух раз за одно и то же
- из жалости (очень трудно, иногда неразрешимое противоречие с требованиями Задатка и
Возмещения)
- из желания понравиться ребенку (и взрослому, между прочим, тоже?!..)
Нам нужно нравиться ребенку, чтобы внушать доверие, а внушать доверие нужно, чтобы?..
Понятно, понятно.
Но чтобы нравиться, и довольно простого доверия. А для доверия достаточно спокойного
пребывания вместе с неприставанием и невлезанием в личность; достаточно интереса, но
ненавязчивого, достаточно доброты...
Но иной раз и ничего недостаточно!..
Одобрение как удобрение
Ну и накатили мы бочек на похвалу, ну и затоптали! И что ж это получается - не ругай, не
наказывай, не одобряй, не хвали... А воспитывать как? Воздействовать?!..
Если почва хорошая, а семя здоровое - удобрений не требуется, плод добрый вырастет. Ну а если
растеньице хилое, если почвишка так себе... Удобрение - вещь конкретная. Использовать - уметь надо.
Hosted by uCoz