Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 162 
Next page End  

это делает не всегда) и - о чудо! - отвык ковырять в носу.
Отмечать последнее спецпохвалой, может быть, и не нужно (есть риск, что начнет опять), но
сколько еще таких вот, на первый взгляд ничтожных, а на деле громадных побед над собой добивается
каждый день Первобытное Существо, именуемое ребенком? Сколько их, тайных усилий роста и
понимания, развития и очеловечивания?
Нет достоинств - или мы слишком узко их понимаем? Нет достижений - или мы притупили
зрение?..
Во всяком развитии (во всяких отношениях, всякой судьбе, всякой любви...) есть полосы светлые
и полосы темные. Равномерно-поступательное движение - в учебниках физики, неотвратимый прогресс
- в абстракциях. А в жизни, а у человека живого - подъемы и спады, иногда очень длительные, и
кризисы, и откаты вспять. Развалы, кажущиеся безнадежными, тупики, кажущиеся безвыходными.
«Совершенно испортился, сладу не стало... Ничего не желает делать, ничем не интересуется...
Стал совсем тупым, грубым. То малое, что имел, и то растерял...»
Осторожнее, не спешить с диагностикой. Может быть, это наша, а не его темная полоса?.. Может
быть, тайная ревность, обида или страх, в котором стыдится признаться, либо мучительное расставание
со сказкой, в которую долго верил?.. Может быть, скрытая депрессия с непонятной душевной болью, у
которой десятки лиц и сотни причин... Нечто вроде спячки или затяжной линьки перед новым скачком
развития...
В такие периоды снова научиться: вовремя вставать, убирать постель, делать уроки, быть
вежливым, быть послушным, внимательным - словом, ЖИТЬ - огромное достижение. Ребенок
«портится» много раз, чтобы заново испытывать жизнь и себя; «разваливается» - чтобы строить себя по-
своему. Никто не подпадает под схемы.
Похвала косвенная
как хвалить не хваля
«У нас в школе был страшно строгий математик, никому больше четверки не ставил, лаже
отличникам». (Ваш сын только что принес свою первую четверку, до этого были только двойки и
тройки.)
(Крутанув педали велосипеда.) «По-моему, стал легче ход, а?» (Вчера он его первый раз
самостоятельно разобрал и собрал, попытался смазать. Ход остался точно таким же, если не хуже,
это не важно.)
«Гляди-ка, а в эту тарелку можно посмотреться как в зеркало». (Он не заметил, что вы заметили,
как усердно он ее мыл.)
«Странно, сегодня дома гораздо легче дышать, совсем пылью не пахнет. А ведь вроде бы не
проветривали». (Ваша дочь сегодня убрала квартиру, а вы по наивности не догадались, в чем дело.)
Всерьез, с некоторым вызовом и без малейшей иронии: «А у меня это дело, пожалуй, выходит не
хуже,
чем у тебя». (Физическое упражнение, решение задачи, чистка картошки, протирание пыли,
собирание грибов, писание стихов, что угодно. Претендуем на равенство возможностей.)
«Хоккеист Икс (балерина Игрек) в детстве тоже часто болел и участвовал в сборе металлолома».
(Вернулся домой после сбора макулатуры, сопливый, простуженный, огорчен, что удалось собрать
меньше всех, с кем-то поссорился...)
Не хвалим, только наводим на самоощущение.
Внушение рикошет
Все, подобное вышесказанному, и что угодно еще вставляем в разговор, который можно
услышать. (Впрямую либо нечаянно, из другой комнаты, или сидя, допустим, в ванной. Ребенок обычно
очень хорошо слышит, даже если не слушает.)
Не скупясь на восхищение, расскажем о ком-то (лучше не о себе), кто в свое время поступил так
же похвально, как наш ребенок (его, однако, не поминать), а если это к тому же известный
замечательный человек... Сотни положений дают такую возможность. И немного чутья...
Hosted by uCoz