Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 85 
Next page End  

употреблять слово "философ" в насмешливом и порицательном смысле. Слово
же "метафизика" в обыденной обывательской жизни почти ругательство. Из
"метафизика" сделали смехотворную фигуру, и она действительно бывает
смехотворной. Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал, решает
вопросы "метафизического" порядка. Вопросы математики или естествознания
гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские,
которые, в сущности, ни одному человеку не чужды. И существует
обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий,
как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение
к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю
философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-
ученый, инженер-техник. Они именно потому и считают ненужной философию.
Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и
философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов.
Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых
ему социальных требований. Философия не социальна, философия
персональна. Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто
враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними
стоят коллективы, готовые их защищать. 
Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы.
Философа никто не станет защищать. Даже экономическое положение его
самое беззащитное. Философ должен в своем разуме, а не в разуме других
раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не
через коллектив. В философе всегда есть что-то от Спинозы и от спинозовской
судьбы. Социальная беззащитность философа и персоналистический характер
его философии напоминают положение пророка и пророческое служение.
Пророк также социально беззащитен и гораздо более гоним, чем философ, хотя
он гораздо более философа обращен к судьбам общества и народа. Философия
пророческого типа самая беззащитная и наименее признаваемая, наиболее
обреченная на одиночество. Бесспорно, в философии есть традиция. Философ
чувствует себя принадлежащим к философской семье. И есть разные
философские семьи. Например, есть платоновская философская семья, есть
кантовская философская семья. Философская традиция может
кристаллизоваться в национальной духовной культуре, она может образовать
школу. Национальная философская традиция и школа могут защищать
философа от нападений, укрывать его. Но это не относится к первоначальным
философским интуициям, к зарождению философского познания, к
философскому творчеству в собственном смысле слова. Академическая
философия есть уже социальный феномен и может пользоваться социальной
защитой. То же мы видим и в религиозной жизни. Основатели религий,
пророки, апостолы, святые, мистики, оригинальные религиозные мыслители не
защищены. Но религия принимает социализированные и объективированные
формы, и тогда она имеет социальную защиту. Два положения может занимать
человек в познании, как и во всяком творчестве. Или человек стоит перед
тайной бытия и перед Богом. Тогда возникает первичное и оригинальное
познание, настоящая философия. В этом положении человека ему дается
интуиция и дается откровение. Но тогда же он и наименее социально защищен.
Или человек стоит перед другими, перед обществом. Тогда и философское
познание и религиозное откровение подвергаются социальному
приспособлению и социальной объективации. Но тогда человек наиболее
социально защищен. Эта социальная защищенность покупается нередко тем,
что совесть и сознание искажаются социально полезной ложью. Человек - актер
Hosted by uCoz