Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 85 
Next page End  

человек, целостный человек. Личность и есть целостный человек. Философия
лична и человечна. Человек не устраним из философии. Познающий философ
погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого
зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие.
Ограничен кругозор всякого философа, ему не дана полнота бытия, не дано
воспринять полноту света. И это прежде всего определяет различия между
философскими направлениями. Лишь отдельные лучи света падают в сознание,
и философ видит первородное, ему открывшееся. Все остальное заполняется
переработкой чужих мыслей, книжными восприятиями или совсем отсутствует.
За всякой подлинной философией стоит мука о жизни, о смысле, о судьбе. И
философия есть прежде всего учение о человеке, о целостном человеке и
учение целостного человека. Это есть философское учение о человеке, а не
биологическое, психологическое или социологическое учение о человеке. 
Невозможно освободить философию от антропологизма и
антропоцентризма, как часто пытались делать философы, желая преодолеть
первородный грех эгоцентризма. Антропоцентризм ложен и греховен именно
как эгоцентризм. Но призрачны и иллюзорны все попытки освободить
философию от философа-человека и от основной для философии темы о
человеке. Двойственность антропоцентризма в философии определяется тем,
что в человеке скрыта загадка бытия, что человек есть образ и подобие
высшего, божественного бытия и вместе с тем человек ограничен своей темой,
уподобляет своему несовершенству всякое бытие и самое божественное бытие.
И потому задача не в том, чтобы освободить философию от всякого
антропологизма,, а в том, чтобы очистить и возвысить этот антропологизм,
раскрыть в философе-человеке образ высшего бытия, который в нем заключен.
Философия не может быть автономной в том смысле, что не может быть
независимой от целостного человека и его жизненного опыта, от
погруженности познающего в бытие. Такая автономия философии есть погоня
за призраком. Философия неизбежно антропологична, но познает бытие в
человеке и через человека. И весь вопрос в том, чтобы повысить качество этого
антропологизма, чтобы раскрыть то, что я назвал бы "трансцендентальным
человеком", которого нужно отличать от совсем не человеческого
"трансцендентального сознания". Философия неизбежно антропологична еще в
том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть
исключительно теоретической, она должна быть действием, и она связана с
улучшением жизни, она неизбежно и практическая философия. К этому
стремились великие философы, философы, не порвавшие с мудростью.
Отвращение к обыденности, скуке, повторимости, уродству, неправде жизни
этого мира вызывает или уход из этого мира в созерцание метафизическое и
мистическое мира идей и мира божественного, иного мира, или творческое,
активное изменение мира, создание нового мира. Настоящая, мудрая
философия не может оставаться школьной академической философией.
Положение философской элиты, оторванной от жизни, ложное и не может быть
сохранено. Философия имеет практическую задачу. И неизбежно приближение
языка философии к языку жизни. Философия связана с целостной жизнью духа,
и она есть функция жизни духа. Она может узнать тайну бытия, лишь
погружаясь в человеческую судьбу, лишь плача над ней, а не отвлекаясь от нее.
Чисто кабинетная, книжная философия делается все более и более
невозможной. Философия есть акт жизни. Метафизики в прошлом были не
знающими жизни, людей и мира, уходящими в идеальный, идейный,
отвлеченный мир. Поэтому фигура метафизика могла стать анекдотической и
вызывающей насмешки. О нем думали, что он не знающий, а именно
Hosted by uCoz