Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 85 
Next page End  

"субъективистического присутствия человека". Также теологи говорят нередко,
что человек мешает откровению, как будто бы не для человека существует
откровение. Философия всегда была бессознательно антропологической и
антропоцентрической. Философия должна бороться с психологизмом, но
борьба с антропологизмом есть упразднение философии. Психологизм означает
релятивизм. Но антропологизм совсем не означает непременно релятивизма.
Проблема в том, что такое человек, какие познавательные возможности
заложены в человеческой природе. Немецкий идеализм не поставил проблемы
человека, в этом его главный дефект. И это связано с монистической
тенденцией немецкого идеализма. Я не раз высказывал мысль о парадоксальной
связи, существующей между великими немецкими идеалистами и Лютером.
Это требует объяснения. Что общего между Фихте, Гегелем и Лютером? Все
противоположно. Лютер анафематствовал разум, отрицал философию, признал
человеческую природу разрушенной грехом. Совсем не похоже на Гегеля,
который возвеличивал разум, обоготворял философию и имел очень
ослабленное чувство греха. Но духовные влияния гораздо более таинственны,
подземны и парадоксальны. Лютер все приписывал благодати, действию Бога,
ничего человеку, человеческой свободе
24[24][2]
. У него нет взаимодействия двух
природ - божественной и человеческой. В немецком идеализме продолжается
эта монистическая тенденция. Лютеровская благодать, как единственный
источник всех благ, была секуляризована и применена к познанию.
Трансцендентальное сознание, мировой разум, мировой дух и есть эта
секуляризованная благодать, и она есть источник познания, а не человек. У
Гегеля совершенно ясно, что познает сам Бог, божественный разум,
божественный дух, а не человек. Таким образом, благодать, которая сначала
истребляла философию, обращается на ее процветание и даже обоготворение.
Вся проблема тут в том, что не признается действие двух природ. Субъект в
высшей степени активен в немецком идеализме, он даже создает мир. Но
активность субъекта не означает активности человека. Сам человек как будто
бы ничего не привносит в познание. Да и творческая активность познания тут
порождает мир, но в самом мире нет уже творческой активности познания.
Проблема человеческой свободы (именно человеческой, а не божественной
свободы), как привносящей что-то в акт познания, даже не поставлена.
Несмотря на раздутую до крайности активность субъекта, человек пассивен, а
не активен в познании, он лишь исполняет веления трансцендентального
сознания. У Канта это еще не вполне ясно, он не пришел еще к монизму. Но это
ясно у Фихте, Шеллинга первого периода, Гегеля. Так приходим мы к
религиозным истокам и религиозным основаниям теории познания. Этого
основания и истока нужно искать в идее Богочеловечества, т. е. взаимодействия
двух природ, т. е. свободы, активности, творчества и человеческой природы. С
этим связана и возможность личной, лично-человеческой философии. Сознание
объективирует мир, оно первоначально активно в этой объективации, а потом
пассивно в своей зависимости от объективированного мира. Но сознание может
вновь проявлять активность в освобождении от власти объективированного
мира. Слово "объект" не будет для меня означать, что познается нечто
независимое от субъекта, а будет означать известное понимание познания и
бытия. И "объективность" не будет для меня означать истинность,
независимость от субъективных состояний, от отношений между людьми.
"Объективация" не будет для меня также тождественна с обнаружением,
выявлением и воплощением. 
                                                
24[24][2]
См. гениальную книгу Лютера "De servo arbitrio".
Hosted by uCoz