Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 85 
Next page End  

Трагедия философа и задачи философии
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и
религии. Философия и общество
Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На
протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и
притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная
сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность
философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты
философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия
подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия, и ей враждебна
наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем.
Философ совсем не производит впечатления человека, исполняющего
"социальный заказ". В трех стадиях Огюста Конта философии отведено
среднее, переходное место от религии к науке. Правда, Огюст Конт сам был
философ и проповедовал позитивную, т. е. "научную", философию. Но эта
научная философия обозначает выход из философской стадии в умственном
развитии человечества и переход к стадии научной. Сиантизм* отвергает
первородность и самостоятельность философского познания, он окончательно
ее подчиняет науке. Точка зрения Конта гораздо более вкоренилась в общее
сознание, чем это кажется, если иметь в виду контизм или позитивизм в узком
смысле этого слова. Наименование "философа" было очень популярно в эпоху
французской просветительной философии XVIII века, но она вульгаризировала
это наименование и не дала ни одного великого философа. Первое и самое
сильное нападение философии пришлось выдержать со стороны религии, и это
не прекращается и до сих пор, так как, вопреки О. Конту, религия есть вечная
функция человеческого духа. Именно столкновение философии и религии и
создает трагедию философа. Столкновение философии и науки менее трагично.
Острота столкновения философии и религии определяется тем, что религия
имеет свое познавательное выражение в теологии, свою познавательную зону.
Философия всегда ставила и решала те же вопросы, которые ставила и решала
теология. Поэтому теологи всегда утесняли философов, нередко преследовали
их и даже сжигали. Так было не только в христианском мире. Известна борьба
арабских магометанских теологов против философии¹
[1][1]
. Отравленный
Сократ, сожженный Дж. Бруно, принужденный уехать в Голландию Декарт,
отлученный от синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и
мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии.
Философам приходилось защищаться тем, что они практиковали учение о
двойной истине**. Источник мучений и преследований лежит не в самой
природе религии, а в ее социальной объективации. Потом это станет ясно.
Основа религии есть откровение. Откровение само по себе не сталкивается с
Познанием. Откровение есть то, что открывается мне, познание есть то, что
открываю я. Может ли сталкиваться то, что открываю я в познании, с тем, что
открывается мне в религии? Фактически да, и это столкновение может стать
трагическим для философа, ибо философ может быть верующим и признавать
откровение. Но так бывает потому, что религия есть сложное социальное
явление, в котором откровение Бога, т. е. чистый и первичный религиозный
феномен, перемешивается с коллективной человеческой реакцией на это
откровение, с человеческим использованием его для разнообразных интересов.
                                                
1[1][1]
См. Le Bon Carra de Vaux "Gazali"*.
Hosted by uCoz