Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 85 
Next page End  

индивидуального, можно схватить лишь общее и потому всегда остается
отчужденность. Объективированное бытие не есть уже бытие, оно
препарировано субъектом для целей познания. Отчужденность от субъекта и
оказывается наиболее соответствующей его познавательной структуре.
Познание есть отчуждение. Но это отчуждение производится самим субъектом,
самим познающим. Познающий субъект лишен всякого внутреннего
существования, не имеет точки опоры в бытии, он существует лишь в
отношении производимой им объективации. Акт познания не есть событие с
бытием и в бытии происходящее, акт познания совершенно внебытийственен,
он имеет логическую природу, но не имеет никакой психологической природы.
Так разыгрывается трагедия познания, раскрытая немецкой идеалистической
гносеологией и достигшая предельного выражения в неокантианских течениях.
Впрочем, противопоставление познания бытию, выделение субъекта из бытия
есть старая философская традиция. После-кантовская немецкая философия
имеет то огромное преимущество, что объективация, как производимая
познающим субъектом, в ней критически осознана, между тем как в
докантовскрй философии, особенно в философии схоластической, она
принимается наивно-реалистически. Продукты мысли, продукты объективации
субъект принимает за реальность, за бытие в себе. На этом была основана вся
натуралистическая метафизика с ее учением о субстанциях и об объективной
иерархии бытия. Кант и немецкий идеализм - великое событие в истории
человеческого самосознания и событие освобождающее. Раскрываются пути к
освобождению от давящей и порабощающей власти объектного мира.
Критическое осознание объективации есть уже освобождение от ее власти,
которая всегда означала наивное принятие объектного мира, как извне
навязанного. После дела, совершенного Кантом и немецкими
идеалистами
29[29][7]
, нет уже возврата к старой метафизике субстанциального
типа, которая искала бытие в объекте. Отныне бытие можно искать только в
субъекте. Но это означает признание бытийственности самого субъекта. т. е.
внутреннего существования. Пришедшие после Канта Фихте, Шеллинг, Гегель
строили метафизику через субъект, а не через извне данный объект. Но у них
произошло объективирование субъекта, в субъекте не оказалось внутреннего
существования. Отсюда их крайняя уни-версалистическая тенденция, их
непонимание проблемы личности, проблемы человека. Их субъект совсем не
человек, совсем не личность. Философия Гегеля, прошедшая через Канта и
Фихте, обернулась новым объективным рационализмом, хотя в ней есть и
иррациональные элементы
30[30][8]
. Нынешний путь преодоления трагедии
идеализма лежит не в возврате к старым, докантовским реалистическим
метафизическим системам, а в движении вперед к тому, что сейчас называют
Existenz Philosophic. Киркегардт первый выразил идею экзистенциальной
философии в борьбе против гегелевского универсализма; гегелевского
мирового духа, подавляющего индивидуальное. В сущности, мысль
Киркегардта нельзя назвать особенно новой и она очень проста
31[31][9]
.
Философия Киркегардта была криком боли от пережитой им жизненной
трагедии. И он настаивал на экзистенциальности самого познающего субъекта,
на изначальной погруженности его в тайну существования. Только такая
философия и имеет цену, которая выражает эту экзистенциальность субъекта.
Философы слишком забывают, что сам познающий философ - существующий и
                                                
29[29][7]
Предшественниками Канта были, конечно, Декарт и Беркли. 2 См. R. Kroner "Von Kant bis Hegel"*.
30[30][8]
См. особенно S. Kierkegaard "Philosophische Brocken". Два тома**.
31[31][9]
Такой же характер независимо от Киркегардта носит экзистенциальная философия Л. Шестова,
которая, в сущности, есть самоотрицание философии.
Hosted by uCoz