Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 85 
Next page End  

что его существование выражается в его философии. Сам Киркегардт так не
выражался, но можно сказать, что философ, как существующий, находится вне
объективации, т. е. находится в бытии. Сам субъект есть бытие и приобщен к
тайне бытия. Экзистенциальными философами были Бл. Августин, Паскаль,
отчасти Шопенгауэр и уже во вторую половину XIX века, конечно, Ницше и
Достоевский, который тоже может быть признан философом. Киркегардт одно
из самых ярких выражений экзистенциальной философии. Сам я давно уже, в
книге, написанной более 20 лет тому назад, по-своему определял
экзистенциальную философию, которая для меня сама есть "что-то", т. е.
обнаружение бытия, существования, в отличие от философии, которая есть "о
чем-то", об объекте, хотя я и не употреблял термина
"экзистенциальный"
32[32][10]
. Это и значит, что в моем понимании
экзистенциальная философия есть познание вне объективации, к чему
приближается понимание Ясперса. Тайна существования, конкретного бытия
исчезает в объекте, в процессе объективации. Отождествление "объективного"
и "реального" есть величайшее заблуждение. Думают, что познавать - значит
объективировать, т. е. делать чуждым, но подлинно познавать - значит делать
близким, т. е. субъективировать, относить к существованию, раскрывающемуся
в субъекте, как существующем. Натуралистическое, объективно-предметное
понятие бытия должно быть отвергнуто и заменено существованием,
существующим, сущим. Феноменологию и можно понимать, как науку о
пережитом по ту сторону объекта. Общение с людьми, с животными, с
растениями, с минералами не есть объективация, и тут раскрывается
возможность иных путей познания. 
В современной философии особенно Гейдеггер и Ясперс являются
представителями экзистенциальной философии. Гейдеггер делает основное
различие между существованием в себе и существованием, выброшенным в
мир, которое есть Dasein
33[33][11]
. Бытие в мире, Dasein, подчинено заботе,
страху, овременению, das Man (обыденности). Трагизм смерти, определяемой
конечностью бытия, притупляется обыденностью Dasein и усиливается, когда
существование возвращается к себе. Existenz
34[34][12]
есть бытие, к которому
Dasein имеет то или иное отношение. Dasein есть существование в мире.
Seiende
35[35][13]
я сам, мое. Сущность Dasein в Existenz. Огромное значение у
Гейдеггера имеет In-der-welt-sein, выброшенность в Dasein. Это и есть падшее
бытие. Субстанция человека для него есть существование. Важно
существование бытия, а не только сущность бытия. Existenz должно быть дано
преобладание над Essenz
36[36][14]
. Гейдеггер создает философию экзистенций, а
не философию эссенций. Dasein в мире открывается Гейдегтеру, как забота, и
оно страшно. Страх и есть сам мир. Быть в мире есть уже падение. Dasein
падает в das Man. Падение есть онтологическая структура Dasein. Совесть зовет
Dasein из покинутости в das Man. Dasein есть виновность. Забота,
характеризующая Dasein, есть ничтожество. Но непонятно, откуда у Гейдеггера
раздается голос совести. Гейдеггер антиплатоник. У него нет духа. И его
пессимистическая философия есть не столько философия Existenz, сколько
философия Dasein. Его онтология есть онтология ничто, которое ничтоствует.
Он совсем не раскрывает, что такое существование, не выброшенное в мир. Но
философия Гейдеггера, стремящаяся быть Existenz-Philosophie, занята совсем
                                                
32[32][10]
См. мою старую книгу "Философия свободы"*.
33[33][11]
См. его "Sein and Zeit".
34[34][12]
Существование (нем.).
35[35][13]
Существующее, сущее (нем.).
36[36][14]
Сущность (нем.).
Hosted by uCoz