Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 85 
Next page End  

другими проблемами, чем те проблемы, которыми обыкновенно была занята
философия, - заботой, страхом, обыденностью, падшестью, смертью и т. п. И
это проблемы онтологии, а не психологии. Теми же проблемами занят Ясперс,
более мне близкий, чем Гейдеггер
37[37][15]
. Он более говорит о пограничном
положении человека, о проблеме коммуникации между "я". Ясперс решительно
настаивает на том, что я сам как существование есть иное, чем мировое бытие, я
сам не объект для себя. Существование не есть объект
38[38][16]
. Это у Ясперса
яснее выражено, чем у Гейдеггера. Мое экзистенциальное "я" у Ясперса
трансцендентно времени, оно отличается от эмпирического "я". Существование
во времени более времени. Центральна у Ясперса идея трансцендирования.
Метафизика для него не есть наука, это - функция языка, которая делает
понятным трансцендентное в сознании существования. Поэтому он придает
огромное значение chiffre, символам. Нужно читать писание законов.
Философия существования Гейдеггера и Ясперса, самая интересная в
современной мысли, ставит человека перед бездной, и потому она трагична и
пессимистична. Вся почти новая философия, философия Декарта, Спинозы,
Лейбница, Канта, неокантианцев, позитивистов, находилась в зависимости от
развития наук, от научных открытий, в ней был сильный натуралистический
элемент, философия существования преодолевает натурализм в философии, это
ее несомненная и огромная заслуга. Но философия Гейдеггера и Ясперса
находится в зависимости от Киркегардта, и этим ослабляется ее
оригинальность. Как понимал Existenz-Philosophie сам Киркегардт? 
Киркегардт говорит: "Das Existieren интересно для Existierenden"
39[39][17]
.
Он всегда подчеркивает конфликт между существованием и мышлением,
логикой. Мое существование не в пространстве, а во времени. Это утверждает и
Бергсон. Существование есть движение, логика же неподвижна. Мыслитель
может себя мыслить, разрушая свое существование. Происходит борьба между
отвлеченной мыслью и существованием. Существование есть противоречие.
Нет опосредствования существования. Существовать - значит быть внутренне в
себе. Частное глубже общего. Существование не в вечной мысли, а в тоске,
отчаянии, трепетании, недовольстве. Это направлено против философской
традиции платонизма. Противоречие богаче тождества. Объективное мышление
не имеет тайны, субъективное же имеет. Существование - в становлении.
Может быть логическая система, но не может быть системы бытия. Объективно
говорят о вещах, субъективно же говорят о субъекте и субъективности. Интерес
к объективной истине субъективен. Познающий - существующий. Это
центральная мысль Киркегардта. Задача субъективного мышления - показать
себя в своем существовании. Христианство парадокса, которое проповедует
Киркегардт, есть разрыв с имманентизмом. Внутреннее для него не
имманентное. Феномен для него означает открывающееся. Но открывается
трансцендентное. Уместно припомнить различие, которое Н. Лосский делает
между имманентным сознанию и имманентным субъекту сознания**. Между
Киркегардтом и Гейдегтером и Ясперсом есть все-таки существенное различие.
Киркегардт хочет, чтобы сама философия была существованием, а не
философией существования. Гейдеггер и Ясперс строят философию о
существовании. Они все-таки остаются в академических философских
традициях, хотят выработать философские категории о существовании,
                                                
37[37][15]
См. Karl Jaspers. Erster Band, Philosophische Weltorientierung; zweiter Band, Existenzerhellung; dritter
Band, Metaphysik.
38[38][16]
Очень близок к этому Gabriel Marcel. См. его "Journal metaphysique"*, особенно приложение, которое
прямо трактует вопрос об объективации.
39[39][17]
См. "Philosophische Brocken" (существовать интересно для существующих - нем.).
Hosted by uCoz