Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 85 
Next page End  

социологического позитивизма и исторического материализма, придавая
социологии значение универсальной науки. Но проблему социологии познания
нужно поднять на высшую метафизическую ступень. Познание связано со
ступенями сознания, ступени же сознания связаны со ступенями общности.
Познание есть расширение нашей общности. Подлинная же общность
достижима лишь внутри подлинного существования, т. е. как общение, а не
только как объективированное общество. Общение принадлежит к царству
духа, а не к царству природы. И в нем познание приобретает иной характер.
Человек иначе относится к другому человеку, если он знает его внутреннее
существование, знает его, как "я" или как "ты", а не как объект. В этой
перспективе и общность познания иная. Философия в сущности всегда имеет
дело с человеком в его внутреннем существовании и потому должна познавать
с точки зрения человека. Открывающиеся нам вещи и объекты не раскрывают
нам смысла, смысл сообразен с познающим субъектом, он лежит в
существовании. Поэтому познание смысла находится вне рационализации как
объективации. Познание раскрывается из недр бытия и причастно
существованию. Но в бытии падшем происходит объективация, в которой
закрывается существование. Для знания существование начинает раскрываться
снизу, а не сверху, - у Маркса, как голод, экономика, у Фрейда, как похоть, пол,
глубже у Гейдеггера, как забота и страх. Сверху существование раскрывается,
как дух. Величайшая тайна познания в том, что возможно познание
материальных вещей и предметов, когда познание по природе своей не
материально. Эта проблема стояла перед Фомой Аквинатом как проблема
интеллекции. Но проблема разрешима, только если признать, что познание
бытийственно, что в нем просветляется тьма бытия, что оно способно мир
объективированный взять внутрь духа. Вера в непреложность законов природы,
восходящая к греческой геометрии, есть вера в разум, заложенный в природе, т.
е. в духовность природы. Но тут духовность объективируется и нас давит. Эта
объективированная духовность должна быть взята внутрь нашего
существования и понята как судьба нашего существования. "Законы природы"
есть лишь судьба человека. Употребляя выражение "экзистенциальный
субъект", мы употребляем еще гносеологическую терминологию. Это не
окончательная терминология. Окончательная экзистенпиальность достигается
лишь тогда, когда субъект превращается в человеческую личность.
Экзистенциальная философия есть персоналистическая философия. Познает
человеческая личность, и мы стоим перед вопросом, есть ли познание ее
творческий акт и предполагает ли оно ее свободу. 
3. Познание и свобода.
Активность мысли и творческий характер познания. 
Познание активное и пассивное. 
Познание теоретическое и практическое
Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании.
Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не может
входить в субъекта, как входят в растворенную дверь комнаты. Такого рода
реализм не может быть последовательным, он не может быть до конца
проведен. Если бы субъект был совершенно пассивен в познании и познание
было бы пассивным отражением объекта, если бы активность принадлежала
только объекту, то было бы непонятно, как материальный предмет в качестве
объекта превращается в субъекте в познание, т. е. в событие интеллектуальное
и духовное. Субъект уже потому активен в познании, что он обладает
Hosted by uCoz