Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 85 
Next page End  

моральная, но и познавательная проблема. Отношение между формами
познания и формами труда есть проблема социологии познания. Homo sapiens
есть также homo faber, познающий есть также активно действующий и
трудящийся. Познание есть творчество, таковы его истоки и его вершины. Но
познание есть также труд. Познание связано с социальными формами труда. В
этом Маркс прав, хотя он исказил эту истину своим материализмом. Он не
понимал, что труд имеет духовные основы, и есть духовный, а не материальный
феномен. Именно через экзистенциальность субъекта познание связано с
трудом, с жизненной активностью. Это указывает на ненормальное положение
философии и науки, отделившихся от жизненного процесса в отвлеченно
академические, кабинетные, чисто книжные сферы. Это не может не искажать
познания. Философское познание было искажено удаленностью от жизни, от
целостного существования. Эту проблему ставил у нас Н. Федоров. Познающий
как субъект экзистенциальный неизбежно соединяет в себе мысль и волю,
созерцание и труд, теорию и практику. Экзистенциальная философия есть
философия не только теоретическая, но и практическая. И она должна
исследовать соотношения между познанием и общностью людей, раскрыть
социальный характер логической обязательности. Основная проблема этой
книги есть проблема отношений между познанием в перспективах
объективированного общества и познанием в перспективах экзистенциального
общения. 
 
4. Ступени общности в познании. 
Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существования
Познание бесспорно имеет социальный характер, и этот социальный
характер недостаточно еще выявлен теорией познания. - Познание есть
сообщение между людьми, установление связи и взаимного понимания.
Познание есть выход из состояния замкнутости, из погруженности в себя. Через
познание преодолевается разрыв мира, связанный с пространством и временем.
В условиях нашего мира именно в познании я переношусь в далекое прошлое и
на противоположный конец мира. Познание устанавливает связи между тем,
что разорвано и отчуждено. И есть разные ступени этой связи и этой
преодоленности разрыва, устанавливаемых познанием. То, что называют
общеобязательностью (Allgeme-ingultigkeit) познания, имеет социальную
природу. И самая логика, через которую устанавливается сообщение в
мышлении и познании, носит социальный характер. Логизация мышления,
подчинение его логическим законам, есть вместе с тем и социализация его.
Первоначальная познавательная интуиция глубоко лична, в ней человек стоит
перед тайной бытия. Но результаты познания социальны, они для общества и
для сообщения между людьми. Уже опубликование научного открытия,
написание книги имеет социальную природу сообщения между людьми. И
ступени сообщения, достигаемого познанием, зависят от ступеней общности
между людьми. Мы уже говорили, что объективация в познании есть вместе с
тем социализация. Эта объективация познания носит разный характер в разных
социальных группировках. Разные социальные группировки, в зависимости от
различия своей социальной структуры, по-разному выражают объективность и
общеобязательность результатов познания. Научное познание было до сих пор
по преимуществу сознанием группы ученых, академиков. Но результаты
научного познания, особенно в так называемых точных, физико-
Hosted by uCoz