Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 85 
Next page End  

РАЗМЫШЛЕНИЕ III 
Я, одиночество и общество
1. Я и одиночество. Одиночество и социальность
"Я" - изначально, ни из чего не выводимо и ни к чему не сводимо. Когда я
говорю "я", я не высказываю и не предполагаю никакого философского учения.
"Я" не есть субстанция метафизики и религии. Ошибочность cogito ergo sum в
том, что Декарт хотел из чего-то вывести существование "я", вывести из
мышления. В действительности, не я существую потому, что мыслю, а я мыслю
потому, что существую. Не "я" мыслю, следовательно, существую, а "я"
существую, окруженный темной бесконечностью, и, следовательно, мыслю. "Я"
прежде всего существующий. "Я" принадлежу к порядку существования.
Необъективированное "я" экзистенциально есть свобода. Амиель верно
говорит, что глубина "я" не может объективироваться
67[67][1]
. "Я" не
принадлежу, именно "я" не принадлежу к миру объективированному.
Объективированное "я" уже не "я". "Я" принадлежит не к природе, а к
существованию. "Я" изначально и первично
68[68][2]
. Сознание ему лишь
присуще, как и бессознательное. Первично "я", погруженное в существование, а
совсем не сознание, как думают многие философы. Начинать с сознания, значит
уже начинать с какой-то ступени объективации. Когда Мен де Биран говорит,
что сознание усилия есть начало "я", личности, он говорит о чем то очень
важном, но не самом первичном
69[69][3]
. Сознание себя есть творчество
себя
70[70][4]
. Это верно. Но это предполагает, что есть что-то более первичное,
чем сознание. Возникновение сознания есть очень важное событие в судьбе "я".
Сознание разделяет и делает одиноким и оно же делает усилие соединить и
преодолеть одиночество. "Я" есть свобода, примордиальная свобода, и вместе с
тем острое ощущение "я" сопровождается ощущением рабства и зависимости от
"не-я". Первоначально "я" есть все, и все есть "я", и лишь позже открывается
"не-я", и от этого ощущения "я" получает особую остроту и мучительность.
Различие, которое делают между je и moi, между anima и animus, есть уже
вторичное и оно связано с духовным ростом "я"
71[71][5]
. Путь лежит от
недифференцированного единства "я" с миром через дуализм "я" и "не-я" к
конкретному единству всякого "я" с "ты" при сохранении преображенного
множества. 
Философия начинается с "я", а не с объекта, она начинается с сомнения в
объекте. Философ не есть человек коллективного родового сознания и потому
он не может начинать с объективации "я" в коллективном сознании. Люди жили
прежде в ограниченном небольшом пространстве, и это давало им уют;
предохраняло от чувства одиночества. Теперь люди вообще начинают жить во
вселенной, в мировом пространстве с мировым горизонтом, и это обостряет
чувство одиночества и покинутости. Но философ есть человек, который всегда
жил во вселенной, всегда с мировым горизонтом, он не знает тесного круга, и
потому философ изначально одинок, так же одинок, как пророк, хотя по-
другому одинок. Философ преодолевает свое одиночество не через жизнь в
коллективном сознании, а через познание. Это будет наша основная проблема.
                                                
67[67][1]
См. Amiel "Fragments d'un journal intime"*.
68[68][2]
См. Chevalier "Bergson"*.
69[69][3]
См. "Journal intime de Maine de Biran"**.
70[70][4]
Cм. La Lavelle "La conscience de soi"***.
71[71][5]
См. Henri Bremond "Priere et poesie"****.
Hosted by uCoz