Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 85 
Next page End  

универсальное и общее угнетает и уничтожает частное и единичное, то
одиночество преодолевается через полное снятие "я", а значит, и "ты", которое
есть другое "я". Но познание, как философия существования, всегда имеет дело
с "я" и "ты", оно - персоналистичне. Ставится проблема о персоналистическом
преодолении одиночества, а не о преодолении его в безлично-общем.
Освобождение познания от власти общества, т. е. от социализированной
логической общности, сделало бы мышление сверхлогическим. Преодоление
одиночества всегда есть Трансцендирование "я", Трансцендирование в
мышлении, Трансцендирование в эмоции. Но Трансцендирование к объекту и
общему одно значит, Трансцендирование же к "ты", к другому "я", к
внутреннему существованию всегда другое значит. То преодоление
одиночества и замкнутости "я" в познании, которое совершается через
объективацию, социализацию и выработку "общего", выработку понятий,
устанавливающих сообщение, имеет положительное значение и ценность, но
оно совершается в мире падшем, разъединенном и скованном. И в этом
"общем" объективированного познания есть просвет Логоса, но это происходит
в затемненной среде, отражает рабство человеческого "я". Познание приводит к
непреодолимым противоречиям и антиномиям. Проблема познания как
преодоления одиночества и достижения общения, проблема времени, проблема
личности порождают противоречия. Эти противоречия призрачно снимаются в
объективации, в действительности же усиливаются. Преодоление всех этих
противоречий, которые становятся иногда невыносимыми, имеет лишь одно
имя - Бог. Бог и значит, что есть coincidentia oppositorum
89[89][23]
. Познание имеет
брачный характер, оно предполагает двух, оно не может определяться объектом
и не может быть созданием субъекта. Одиночество "я" преодолевается, когда в
познании совершается настоящий брак, брак по любви. Но брак невозможен с
общим, брак возможен лишь с другим "я", с "ты". Брачность познания есть
теоандризм познания. В познании есть элемент человеческий и элемент
божественный. Объективация в познании, как будто бы, ведет к исчезновению
и человеческого и божественного элемента, к замене его элементом безлично-
общим. И вся проблема в том, чтобы прорваться через этот безлично-общий
элемент к брачному персонализму в познании. Не находя на путях познания
преодоления одиночества, "я" ищет этого преодоления на других путях. Под
познанием я понимаю тут не только познание ученых и философов, которое
чуждо большинству людей, но и познание обыденное, житейское, которое
находится под властью "общего" и под знаком подражательности и социальной
обыденности. 
Один из главных источников одиночества человека лежит в поле. Человек
есть существо половое, т. е. половинчатое, разорванное, не целостное,
томящееся по восполнению. Пол вносит глубокий надрыв в "я", которое
бисексуально. "Я" целостное и полное было бы муже-женственным,
андрогинным. Преодоление одиночества в общении есть прежде всего
преодоление одиночества полового, выход из уединения пола, соединение в
половой целостности. Самый факт существования пола есть уединение,
одиночество и томление, желание выхода в другого. Но физическое соединение
полов, прекращающее физическое томление, само не себе одиночества еще не
преодолевает, после него одиночество может сделаться более острым.
Соединение полов может тоже быть выпадением "я" в мир объективированный.
Поскольку жизнь пола есть природный процесс, она принадлежит миру
объективированному. Результат жизни пола социализируется в браке и семье.
                                                
89[89][23]
Гениальное определение Бога у Николая Кузанского*.
Hosted by uCoz