Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 85 
Next page End  

 
РАЗМЫШЛЕНИЕ IV. 
Болезнь времени. Изменение и вечность
1. Парадокс времени. Его двойной смысл. Прошлого не было. 
Преображение времени. Время и забота. Время и творчество
Проблема времени есть основная проблема человеческого существования. И
не случайно два наиболее значительных философа современной Европы -
Бергсон и Гейдеггер - проблему времени поставили в центре своей
философии
93[93][1]
. Для философии существования проблема времени ставится
совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической.
Для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы.
Вырабатываемые математической философией понятия бесконечности,
потенциальной и актуальной, понятия инфинитного, индефинитного,
трансфинитного и т. д. имеют лишь косвенное значение для философии
человеческого существования
94[94][2]
. Судьба человеческого существования
осуществляется во времени и стоит под знаком времени. Ошибочно наивно-
реалистическое понимание времени как формы, в которую вставлено
человеческое существование и которой определяются изменения. В
действительности не изменение есть продукт времени, а время есть продукт
изменения. Время есть потому, что есть активность, творчество, переход от
небытия к бытию, но эта активность и творчество разорванные, не целостные,
не в вечности. Время есть результат изменения происходящего в реальностях, в
существах, в существованиях. Неверно, что изменение в реальностях
обусловлено временем. Поэтому время преодолимо. Время падшее, время
нашего мира есть результат падения, происшедшего внутри существования.
Падшее время есть продукт объективации, когда все для всего стало объектом,
внеположным, т. е. все стало разорванным, разобщенным и скованным,
связанным. Нельзя сказать, что все вещи во времени. Это наивный взгляд.
Время есть лишь состояние вещей. Иное состояние вещей приведет к угасанию
времени. Двойственность времени, его двойственный смысл для человеческого
существования связан с тем, что время есть результат творчества нового,
небывшего и вместе с тем оно есть продукт разрыва, утери целостности, забота
и страх. Бергсон раскрывает по преимуществу положительный смысл времени,
как duree
95[95][3]
, Гейдеггер же, по преимуществу отрицательный смысл его, как
заботы. Одинаково можно было бы сказать, что время субъективно и
объективно. Это значит, что время есть продукт объективации, происходящей с
субъектом. Время не объективно в наивно-реалистическом смысле слова,
потому что объективность есть продукт объективации. Объективация
принимается за реальность, данную извне. То же и с временем. Гейдеггер видит
онтологическую основу Dasein, т. е. существования выброшенного в мир, по
моей терминологии, объективации, во временности. Для него забота овременяет
бытие. Время есть смысл заботы. Но это есть лишь один из аспектов
овременения. Овременяет не только забота и страх, овременяет также
                                                
93[93][1]
См. Bergson. "Essais sur les donnees immediates de la conscience"* и Heidegger "Sein und Zeit".
94[94][2]
См. Bertrand Russell "Introduction a la philosophie des mathematique"* и Brunschvicg "Les
etapes de la philosophie mathematique".
95[95][3]
длительность (фр.)
Hosted by uCoz