Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 85 
Next page End  

изменение, происходящее от активности и творчества нового, небывшего.
Небывшее становится бывающим во времени. Философия Гейдеггера есть в
сущности философия Dasein, а не философия Existenz, философия заботы, а не
философия творчества, и потому для него раскрывается лишь один аспект
времени. Отношение к будущему, т. е. изменению времени, определяется не
только как забота, но также как творчество, не только как страх, но также как
надежда. В этом двойной смысл времени. Страх связан с временем, но с
временем связано также творчество. Двойственность времени, которую
недостаточно видят Бергсон и Гейдеггер, выражается в том, что одинаково
непереносимы и неизменность человеческой природы, отрицание вечно нового,
творческого изменения, и ее постоянная изменяемость, отрицание вечного в
человеческой природе. С этим связана самая структура личности, как сочетание
неизменного и изменяемого. Время есть изменение в двух разных направлениях
- в направлении повышения жизни и смерти. Время в той его части, которая
именуется "будущим", есть страх и надежда, ужас и радость, забота и
освобождение. Время есть парадокс, и понять его возможно только в его
двойственности. Время не реально, призрачно, время есть суета, отпадение от
вечности. Так думает индусская философия, Парменид, платонизм, Экхарт.
Время имеет онтологическое значение, через него раскрывается Смысл. Так
думает христианство, и этим обосновывает динамизм истории. Так думает и
динамический эволюционизм
96[96][4]
. Одни думают, что изменение призрачно и
суетно, что онтологически-реально лишь неизменное и бездвижное. Другие
думают, что изменение реально, что через творчество и активность
осуществляется новизна и прибыль, нарастает смысл бытия. Подлинная
философия человеческого существования может держаться лишь второй точки
зрения. Бл. Августин в своей Исповеди высказал замечательные мысли о
времени
97[97][5]
. Он отлично понял парадоксальность времени и его кажущуюся
призрачность. Время распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но
прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее распадается на прошлое и
будущее и неуловимо. Бл. Августин пришел к тому, что есть три времени -
настоящее вещей прошлых, настоящее вещей настоящих и настоящее вещей
будущих. Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся
вечности неуловима ни одна из распавшихся частей, ни прошлое, ни настоящее,
ни будущее. Человеческая судьба осуществляется в этой распавшейся вечности,
в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого,
настоящего и будущего. Потому так превратна человеческая судьба. Бергсон
отличает время от duree. В duree для него раскрывается подлинное
существование. Он отлично понимает двойственность мира. По моей
терминологии мир объективированный, который и есть падение существования
в "мир", для Бергсона есть мир пространственный. Но в действительности это
также и мир овремененный, как думает Гейдеггер. Распавшаяся вечность
превращается в объективированное время, в котором прошлое, настоящее и
будущее разорваны. И необходимо вникнуть, что значит отношение к
прошлому, настоящему и будущему для судьбы моего "я" в этой распавшейся
вечности, превратившейся в объективированное время, что значит это
изменение существования, которое то падает, то поднимается. Первый вопрос,
перед которым мы стоим: реально ли прошлое, было ли прошлое и что значит
прошлое для нашего существования? 
                                                
96[96][4]
См. мою книгу "Смысл истории".
97[97][5]
См. "Les Confessions de Saint Augustin", Livre onzieme"*.
Hosted by uCoz