Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 85 
Next page End  

существование, познается через онтологическую память, через приобщение к
прошлому в активном припоминании. Для этого прошлое я должен познавать,
как мое собственное прошлое, как праисторию моего духа. Тогда прошлое
становится составной частью моего настоящего, т. е. преодолевается разрыв
времени. Познание есть припоминание, когда оно направлено на реальность,
которая не дана в непосредственном чувственном опыте, т. е. не помещена в тот
кусок разорванного времени, который мы называем настоящим. Но так как
большая часть нашего познания не имеет своим источником непосредственный
чувственный опыт, то оно связано с припоминанием, как активностью духа. И
так как память есть первичный факт личности и с ней связано единство "я", то
припоминающее сознание есть вбирание всего мира и всей истории во
внутреннее существование моего "я". История мира, история прошлого памятна
мне, если она со мной произошла. Познание не может быть результатом
незнания и не могло из незнания родиться. Познание необъяснимо
эволюционно. Познание предполагает существование изначального знания вне
времени, изначальной древней науки, которая припоминается. Познание есть
приобщение к Логосу. Но таков лишь один из аспектов познания -
платонический. Есть другой аспект познания. Познание есть не только
припоминание, познание есть творчество. И это опять связано с проблемой
времени. Познание есть также изменение бытия, событие внутри бытия, его
просветление. Познание прошлого есть парадокс, потому что прошлого нет, и
это познание есть познание того, чего нет. Но будущего тоже нет. Познание,
как изменение бытия, обращено к будущему, т. е. к тому, чего еще нет и чего,
может быть, и совсем не будет. Будущего может и не быть. Если возможно
познание несуществующего прошлого через внутреннее припоминание, то
возможно познание несуществующего будущего через пророчество. Тайна
всякого пророчества, взятого в более широком смысле, чем смысл собственно
религиозный, есть тайна преодоления времени, прорыв к вечному настоящему.
Но это настоящее не неподвижное, а движущееся, вечно творимое. Будущее
также может быть объективировано, и тогда оно делается предметом
предвидения, научного предвидения. Научное предвидение возможно лишь
относительно объектов, оно целиком подчинено детерминации. Пророчество же
есть проникновение в тайну существования. Пророчество есть проникновение в
будущее, как приобщенное к моему существованию. Но это всегда есть выход
из власти времени, приобщение к вечному, настоящему. Когда это настоящее
мыслится как неподвижное, то это означает его объективацию. В
действительности существование всегда есть движение, изменение, творчество
нового, но не в разорванном времени. 
Парменид определил все учения, для которых сущность бытия неподвижна,
и движение, изменение призрачно. Это понимание перешло и в христианскую
теологию в традиционное учение о Боге. В сущности, познание с этой точки
зрения необъяснимо. Познание есть новизна в бытии, есть движение,
изменение, творчество, оно свидетельствует о том, что бытие нельзя мыслить
неподвижно, ибо познание есть событие в бытии, и познание есть изменение в
нем. Победа над временем, как в познании, так и в других актах духа, совсем не
есть переход к неподвижной, неизменной вневременности. Наш мир есть
незаконченный мир, он продолжает твориться. Для познания внутреннего
существования мира мир не эволюционирует, а творится. Эволюционное
изменение мира есть уже что-то вторичное, это изменение всегда
детерминировано. Эволюция принадлежит миру объективации. Внутреннее же
существование знает творчество, а не эволюцию, знает свободу, а не
детерминацию, акты духа, а не причинность природных процессов. Эволюция
Hosted by uCoz