Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 85 
Next page End  

происходит во времени и находится во власти времени. Но первичные акты
духа порождают самое время. Есть изменения не обусловленные временем, а
обусловливающие время. Время с происходящей в нем детерминированной
эволюцией есть лишь проекция, объективация творческих изменений,
возникающих внутри существования. Время есть как бы выпадение из
вечности, и вместе с тем время находится внутри вечности. Движение,
изменение зачинается не во времени, а в вечности. В вечности творится мир, но
это творчество мира не есть детерминация. Детерминация возникает лишь в
мире объективированном, вторичном. Объективированный мир находится во
власти времени, времени, распавшемся на прошлое, настоящее и будущее,
находится во власти того, чего в сущности нет. И в этом мире самая вечность
представляется как бесконечность времени. Отсутствие конца во времени
кажется бесконечным временем. 
Объективированный мир связан с математическим временем и с
математической бесконечностью. Математическое время измеряется числом, с
ним связаны часы, календарь. Это иное время, чем время внутренней судьбы
человека. Но судьба человека выброшена в мир и объективирована. Поэтому
она подчинена математически делимому времени, подчинена часам, календарю.
Только в духе угасает время, измеряемое числом. Двойственность времени
особенно ясна в отношении к мгновению. Мгновение имеет два совершенно
разных смысла. Мгновение есть математически малая часть времени, оно
математически делимо, оно вставлено в течение времени от настоящего к
будущему. Это один из аспектов мгновения настоящего, при котором нельзя
дойти до мгновения неделимого и подчиненного уже числу. Но есть другой
аспект. Есть мгновение, которое не принадлежит уже подчиненному числу,
делимому времени, которое не распадается на прошлое и будущее, которое
принадлежит вневременному настоящему, которое неделимо и входит в
вечность. Augenblick
100[100][8]
у Киркегардта есть такое мгновение. Эта проблема
приобретает особую остроту и интерес в нашу техническую эпоху. Для
технической эпохи характерна скорость. Происходит бешеное ускорение
времени. Жизнь человека подчинена этому ускоряющемуся времени. Каждое
мгновение не имеет ценности и полноты в себе, на нем нельзя задержаться, оно
должно быть как можно скорее заменено следующим мгновением. Каждое
мгновение есть лишь средство для следующего за ним мгновения. Каждое
мгновение бесконечно делимо, и в этой бесконечной делимости нельзя ухватить
ничего ценного в себе. Техническая эпоха целиком устремлена к будущему, но
это будущее целиком детерминировано процессом, происходящим во времени.
"Я" не имеет времени сознать себя свободным творцом будущего. Оно уносится
бешеным потоком времени. Это есть как бы новый эон времени. Скорость,
созданная механизацией и машинизацией, разрушительна для "я", для его
единства и внутренней сосредоточенности
101[101][9]
. Механизация и
машинизация есть крайняя форма объективации человеческого существования,
выбрасывания его вовне, в чуждый и холодный мир. Этот мир создан
человеком, но человек не находит себя в нем. "Я" разлагается и дробится в
ускоряющемся времени, оно также разлагается и дробится, как и самое время,
как и каждое мгновение времени. У него не остается неразложимого
настоящего полноценного мгновения. Цельность и единство "я" связаны с
цельностью и единством неразложимого настоящего, полноценного мгновения,
которое не есть уже средство для последующего мгновения. Но это значит, что
                                                
100[100][8]
мгновение (нем.).
101[101][9]
См. мою статью "Человек и машина" в журнале "Путь", ¹ 38*.
Hosted by uCoz