Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 85 
Next page End  

цельность, единство и углубленность "я" предполагает созерцание.
Полноценное, неразложимое мгновение есть мгновение созерцания,
несогласного быть средством для последующего мгновения, приобщение к
вечности. "Я" предполагает активность, без активности и творчества нет "я", это
принадлежит к конституирующим его признакам. Но "я" предполагает также
созерцание, без созерцания нет сосредоточенности, углубленности, цельности
"я", оно выбрасывается вовне в своей активности и объективируется, т. е.
отпадает от собственного существования. Созерцание так же необходимо для
претворения "я" в личность, как и творческая активность. Существование моего
"я" есть движение и изменение, активность и создание нового, не бывшего. Но
оно есть также созерцание, углубление, сосредоточенность, выход из времени,
погружение в мгновение. Без этой созерцательности "я" потерялось бы в
космической бесконечности. Мое существование, выброшенное в мир, вступает
в бесконечный космос, в движение всех частей мира, всюду воздействует на
него бесконечность (не вечность), нигде нет покоя и изоляции. Эта зависимость
моего существования от бесконечной космической жизни в XIX веке считалась
обоснованием детерминизма. Современная наука и философия смотрят иначе.
Они скорее склонны видеть в этом постоянном воздействии космической
бесконечности, в этом движении всех частей мира источник индетерминации.
Современная наука склоняется к тому, что называют статистическим
пониманием законов природы, к признанию роли случая
102[102][10]
. Судьба
определяется случайностями, а не детерминируется законами природы. Но
индетерминизм, к которому склоняется современная физика, готовый признать
чуть ли не свободу воли атомов, нисколько не облегчает человеческой судьбы в
мире. Этот индетерминизм может быть не менее роковым для человека, чем
детерминизм. Закон относительности многое переворачивает в физической
концепции мира и разрушает старый научный детерминизм. Но он еще более
подтверждает печальность человеческого существования, выброшенного в
объективированный мир. Болезнь времени, поразившая мир падший,
подтверждается всеми современными научными, физико-математическими
теориями о времени. Эта болезнь доводится до крайней напряженности
технизацией и механизацией жизни. Понять же происходящее можно лишь
изнутри философии человеческого существования. 
3. Время и судьба. Время, свобода и детерминизм. 
Время и конец. Время и бесконечность
Время связано с судьбой и внутренне воспринимается как судьба. Время в
конце концов становится проблемой эсхатологической. Христианское
мировоззрение, в отличие от мировоззрения индусского и греческого, признает
смысл времени. Смысл времени есть смысл истории, истории моей и истории
мировой. Существование - в вечности, но, как верно говорит Ясперс, время есть
смысл существования. И время понятно лишь через человеческую судьбу.
Христианство необычайно интенсифицировало время, сузило его в одной точке,
из которой результаты всякого акта распространяются на всю вечность. Этой
необычайной интенсификации времени противоположно учение о
перевоплощении душ, в котором время разжижается и за всякое время отвечает
время, а не вечность. Интенсификация времени означает возможность выхода
внутри мгновения времени к вечности, к событиям, имеющим вечный, а не
только временный смысл. Но ответственность на все времена, на вечность за
                                                
102[102][10]
См. Emil Borel "Le Hasard"**.
Hosted by uCoz