Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 85 
Next page End  

личность своим орудием. Бог, который есть источник всех ценностей, не делает
человеческой личности своим орудием. Общество, нация, государство делают
человеческую личность своим орудием лишь вследствие темного,
демониакального в них начала. Только в личности и через личность может
раскрыться чистая, оригинальная совесть, и все подлежит суду этой совести, не
подвергающейся объективации. В сверхличных, социальных образованиях
совесть объективируется и замутняется. Экзистенциальная совесть
раскрывается в борьбе с этими социальными внушениями и влияниями. 
Мы приходим к проблеме отношения между личностью и гармонией и
порядком целого. Можно ли рассматривать личность как средство для мирового
порядка, для гармонии целого? Это античный, нехристианский взгляд, который
усвоил себе Бл. Августин и который проник в христианское сознание и исказил
его. Для Бл. Августина зло существует лишь в частях и оно исчезает в порядке
и гармонии целого. С этой точки зрения ад представляется благим и
справедливым, торжеством добра, мирового порядка и гармонии. Но это и есть
не что иное, как окончательная тирания объективированного мира над тайной
внутреннего существования, господство общего и родового над
индивидуальным и личным. Нет ничего более антихристианского и
античеловеческого. Идея мирового порядка и мировой гармонии лишена всякой
нравственной и духовной ценности, которая всегда предполагает отношение к
внутреннему существованию личности. "Мировой порядок" принадлежит
целиком падшему объективированному миру, и против него справедливо
восстает герой "Записок из подполья" и Иван Карамазов. Победа общего,
родового, космического и социального целого в теоретической мысли и этике
всегда была победой падшего объективированного мира. Так часто бывало в
истории христианской мысли. Весь смысл человеческого существования связан
с освобождением человека, личности от власти мира, государства, нации,
отвлеченной мысли и идеи и с непосредственным подчинением живому Богу. И
лишь после внутреннего и свободного подчинения Богу, который совсем не
есть "общее", человеческая личность определяет изнутри свое отношение к
сверхличным ценностям и реальным общностям. Для того чтобы личность
определила себя и свое призвание социально, ее существование и совесть
должны быть освобождены от гнета социальности, от извне давящего общего,
родового и целого. Духовная личность совсем не входит в линию рода.
Личность совсем не наследственна. Есть даже что-то мучительное в семейном,
родовом сходстве лиц. Это сходство мучительно потому, что оно противоречит
единичности, единственности и неповторимости всякой личности. Поэтому
общество как общение личностей не может иметь своей первичной клеткой
родовую семью, которая есть типическая форма объективации, первичным
может быть в нем лишь духовное содружество. Природа развернувшейся и
реализовавшей себя личности такова, что она не терпит подражания, не терпит
внушений. Воспитание через внушение и подражание, которое в крайней форме
практикуется в коммунизме, фашизме, национал-социализме, противно самому
существу личности. Все это направлено не к реализации личности, а к
реализации общего порядка и гармонии. Кошмарная идея "мирового порядка",
для которого человеческая личность превращается в средство, есть космическая
объективация греховного падения человека. Всякая идея, отнесенная к
объективированному порядку, "превращается в тирана и раздавливает
личность. И она же может стать источником восполнения личности, если она
взята внутрь человеческого существования. Восхождение человека,
Hosted by uCoz