Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 85 
Next page End  

освобождение его от подавленности миром объектов, есть замена родовых
связей людей связями по духу, т. е. связями личными.  
3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный
аристократизм. 
Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение
(коммунион)
Проблема отношения личности и общества не есть только проблема
социологии и социальной философии, это есть основная метафизическая
проблема, проблема экзистенциальной философии. Мы видели, что в
перспективе этой проблемы, проблемы общества или общения, могут быть
рассматриваемы все основные проблемы познания. Познание стоит или под
знаком общества и тогда оно имеет дело с миром объективации, или под знаком
общения и тогда раскрывается тайна существования. То, что называют
интуицией, есть не что иное, как общение, как обретение родственности. Тоска
одиночества утоляется лишь в общении, не в обществе. Общность людей
означает разные отношения личности в обществе и в общении. В общении
общность есть часть личности, ее качество, в обществе личность есть часть
общности. Социальная правда общения есть правда о личности, о ее выходе из
одиночества. Реализация личности предполагает общение, общность. Личность
имеет социальное содержание и призвание, но они не определяются обществом,
они определяются изнутри к обществу. Личность остается верховной
ценностью в социальной жизни. Общество не есть личность, как того хотят
разного рода органические социальные учения, находящиеся во власти
объективации. Общество есть сообщение людей, более или менее
продолжительное и устойчивое, в падшем объективированном мире, и оно
находится во власти закона большого числа, оно есть организация жизни масс.
Но общество не есть еще общение и не дает выхода из одиночества. В мире
объективированном общение и общность подменяются коллективом.
Отношение между личностью и обществом представляется совершенно в
другом свете в зависимости от того, смотрим ли мы на них извне, из природы и
из социологии, или изнутри, из духа и из философии существования. Для
позитивистической социологии личность есть часть общества и бесконечно
малая его часть. Общество есть большой круг. В суждениях об отношении
личности и общества применяются числовые, количественные критерии.
Общество есть бесконечно большая сила, чем личность. Но количеством,
числом и силой не решается вопрос о ценности. Изнутри, экзистенциально, из
духа все переворачивается. Не личность есть часть общества, а общество есть
часть личности, одно из ее качественных содержаний на путях ее реализации.
Личность есть большой круг, а общество есть малый круг. Личность лишь
частично принадлежит обществу. Винэ хорошо говорит, что общество есть не
весь человек, а лишь все люди
121[121][15]
. В личности есть глубина, которая
совсем непроницаема для общества. Духовная жизнь личности не принадлежит
обществу и не определяется обществом. В духовной жизни осуществляется
общение, Царство Божье. Но духовная жизнь также объективируется в
обществе, и тогда религия становится социальным фактом и Царство Божье
становится социальным институтом. С этим связаны два источника религии, о
                                                
121[121][15]
См. A. Vinet "Essais sur la manifestation des convictions religieuses et sur la separation de
1'Eglise et de 1'Etat"*.
Hosted by uCoz