Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 85 
Next page End  

эксплуатации есть раскрытие "ты". Но "ты" не раскрывается ни в капитализме,
ни в материалистическом коммунизме
126[126][20]
Существует принципиальное различие между сообщением
(коммуникацией) и общением (коммунионом). Сообщение между "я", между
людьми предполагает разъединение и разобщенность. Существуют разные
ступени сообщения, начиная от более узких и близких сообщений - семейных
до более далеких и широких сообщений - государственных. Но никогда ни на
одной из этих ступеней не достигается общение, дружество людей, слияние
любви. Социализм может означать освобождение личности от власти более
узких, сериальных кругов и возникающих в них сообщений. Но никогда
отношения между "я" и объектом не могут быть общением. Во всех же
социализированных образованиях и группировках "я" поставлено перед
объектом. С этими объектами "я" имеет сообщения при разобщенности. Но
возникновение общения есть выход из мира объектов. Семья уже есть
объективация эротической и эмоциональной жизни, и потому в ней общение
так часто заменено сообщением. Государство уже, по существу, ничего общего
не имеет с общением, и государство становится тираном, когда ему хотят
придать характер принудительного общения. Принуждение возможно лишь в
сообщениях. Мир объективированный есть мир разобщенный, взаимно
отчужденный в своих частях, хотя и поддерживающий связь. Общение
(коммунион), как было выяснено, для "я" возможно лишь с "ты", с другим "я",
но не с обществом-объектом, не с "Es". Общение "я" и "ты" образует "мы".
Общение двух происходит в третьем. Сообщение "я" с объектом тоже
происходит в третьем, но это третье не "мы", а "Es". Природа с законами,
общество, государство, семья, социальный класс сплошь и рядом оказываются
для личности таким "Es", оно. Общение и соединение познавательное и
эмоциональное возможно лишь в порядке существования, лишь с
существующим, оно всегда есть прорыв и просвет иного мира в наш мир. Мир
объективированный и социализированный, мир массовый и количественный,
Das Man и Es, есть падший мир, не . знающий общения, в этом мире сообщения
устанавливаются без общения, без интуиции и любви. Этот мир ни на одной из
ступеней сообщения не знает соединения одной человеческой души с другой. В
этом мире и церковь, и религиозная соборность принимает характер
объективированных и социализированных сообщений. И церковь можно
рассматривать как общение и как общество. Это есть мир вторичный,
отраженный, а не первичный, и в нем сообщение возможно лишь благодаря
символам. Объективированные и социализированные сообщения символичны, а
не реалистичны. Общение тем и отличается от сообщения, что оно
онтологически реально, сообщение же символично, есть лишь подаваемые
условные знаки. Каждая социальная группировка имеет свою символику при
сообщениях. Она иная в сообщениях семейных, иная в сообщениях сословных,
иная в сообщениях государственных, иная в сообщениях церковных, поскольку
церковь есть социальный институт. Внутренняя эмоциональная жизнь в разной
степени может прорываться в этих сообщениях, но никогда не достигается
подлинное общение и соединение. Общение, соединение предполагает
максимальную духовную общность. Но поразительно, что общежительный
монастырь совсем еще не создает настоящую общность и бывает основан на
условной символике сообщений. Поэтому и монастырь есть форма социальной
                                                
126[126][20]
См. интересную книгу Aron et Dandieu. La revolution necessaire****, которая стоит на
персоналистической точке зрения и выражает социальные искания французской молодежи.
Hosted by uCoz