Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 85 
Next page End  

Философия может существовать лишь в том случае, если признается
философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет
свою первородную интуицию. Но философская интуиция не из чего не
выводима, она первична, в ней блеснул свет, освещающий весь процесс
познания. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины
науки. Философское познание зависит от объема пережитого опыта, опыта всех
противоречий человеческого существования, опыта трагического. Опыт
человеческого существования в его полноте лежит в основе философии. В этом
опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и
волевой. Разум автономен в отношении ко всякому внешнему авторитету, он
автономен вовне. Но он не автономен внутри, не автономен в отношении к
целостной жизни познающего философа, не отрезан от его эмоциональной и
волевой жизни, от его любви и ненависти, от его оценок. Разум имеет свою
онтологическую основу в бытии самого философа, в его внутреннем
существовании, он зависит от веры или неверия философа. Разум меняется в
зависимости от веры или неверия, от расширения или сужения сознания. Разум
меняется от откровения. В этом отношении учение о католичности разума
ошибочно
15[15][15]
. A
priori
16[16][16]
подвижны и меняются. Откровение Бога и
мира невидимых вещей не есть еще их познание. 
Познание исходит от человека. Человек познает откровение Бога и
невидимого мира. Но разум его иной, когда Бог ему открывается. Разум
переживает потрясение, он внутренне меняется, он ясно видит свои
противоречия и границы. Но в самом восприятии откровения всегда
присутствует, хотя бы в зачаточном виде, какая-то философия. Откровение дает
реальности, факты мистического порядка. Но познавательное отношение
человека к этим реальностям и фактам не есть самое откровение. Это уже есть
та или иная философия. Нет человека, который был бы вполне свободен от
философии, хотя бы примитивной, детской, наивной, бессознательной. Ибо
каждый мыслит, говорит, употребляет понятия, категории или символы, мифы,
совершает оценки. Самая детская вера связана с какой-то детской философией.
Так, принятие библейской науки детства человечества без всякой критики
предполагает пользование категориями мысли (например, творение во
времени). Процесс познания не есть пассивное приятие вещей, не есть только
действие объекта на субъект, оно неизбежно активно, оно есть осмысливание
того, что приходит от объекта, оно всегда означает установление сходства и
соизмеримости между познающим и познаваемым. И это прежде всего верно в
отношении познания Бога. Познание есть гуманизация в глубоком,
онтологическом смысле слова. Причем есть разные ступени этой гуманизации.
Максимум гуманизации есть в религиозном познании. Это связано с тем, что
человек есть образ и подобие Божье, а значит, и Бог заключает в себе образ и
подобие человека, чистую человечность. Далее идет философское познание,
которое есть также гуманизация, познание тайны бытия в человеке и через
человека, познание смысла существования, соизмеримого с человеческим
существованием, с человеческой судьбой. Минимум гуманизации происходит в
научном познании, особенно в науках физико-математических
17[17][17]
. В
современной физике мы видим дегуманизацию науки. Она как бы окончательно
выходит из человеческого мира, даже из привычного человеку физического
мира. Но физики не замечают, что самые успехи дегуманизированной физики
                                                
15[15][15]
На католичности разума настаивают, например, такие теоретики науки, как Мейерсон. См. его "De
1'explication dans les sciences"*.
16[16][16]
из предшествующего (лат.); доопытное и независимое от опыта знание.
17[17][17]
Бруншвиг видит в математическом познании спиритуализацию.
Hosted by uCoz