Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 85 
Next page End  

жизнью среднего типа есть крайняя форма объективации, давящая внутреннее
существование личности. Удушливая замкнутость буржуазного
индивидуализма с его перегородками и оградами очень легко соединима с
совершенной безличностью и нивелировкой, с крайними формами социальной
подражательности. Реализация личности есть аристократическая задача.
Персонализм заключает в себе аристократический принцип. Но этот
аристократический принцип не имеет никакого отношения к аристократической
организации общества, к аристократизму социальному. Социальный
аристократизм есть аристократизм родовой, наследственный, полученный от
предков, не имеющий отношения к личным качествам
134[134][28]
. Здесь же речь
идет об аристократизме личном, аристократизме личных качеств,
аристократизме, связанном с внутренним существованием человека, а не с
социальной объективацией. Речь идет о личном достоинстве, достоинстве не
символическом, а реальном, связанном с личными качествами и дарами.
Коллективное родовые достоинство символично, а не реально, оно получено по
наследству от прошлого, от предков, связано со свойствами нации, класса,
сословия и т. п. В демократии есть правда, поскольку она утверждает
достоинство всякого человека. Ложь же ее в крайних формах объективации
человеческого существования. Тоска по общению, по родственности, по
родственной душе, по близости, по истинному отражению в других не утолима
никаким обществом. Всякое общество есть царство кесаря, общение же есть
Царство Божье. Тоска одиночества есть тоска души. Выход из одиночества есть
выход в дух. Общение мучительно трудно, потому что личности представляют
разные и таинственные миры, лишь частично соприкасающиеся и друг другу
открывающиеся. В мире духовном личности входят в единую родственную
атмосферу Царства Божьего. 
4. Личность и изменение. Личность и любовь. 
Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение
Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную
основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается
все тем же, сохраняется тождество. Нас может радовать, когда личность
меняется, обогащается, возрастает, но нас пугает и ужасает, когда мы личность
совсем не можем уже узнать и видим другое лицо, незнакомое вместо
знакомого. Личность вечна, всегда остается собой, неповторимой, и она всегда
изменяется, созидается и требует времени для достижения полноты
существования. Личность всегда должна преодолевать противоречие
135[135][29]
.
Личность враждебна времени, как несущему смерть, и ее реализация порождает
время. Это есть основной парадокс о личности, парадокс совмещения
изменения и неизменности, времени и сверхвременного. Личность
предполагает изменение, творчество нового, не допускает застывшей
статичности и вместе с тем личность, изменяясь, не должна изменять себе,
должна быть верна себе. Тайна существования личности есть тайна сочетания
изменения и новшества с верностью себе и сохранением своего тождества. Про
человеческую личность мы должны сказать: как она изменилась, как много
нового в ней, и она все та же, тождественна себе, верна себе. Такое сочетание
изменения и неизменности, вечной новизны и тождества наиболее раскрывается
в сознании своего призвания и предназначения. Оно определяет изменение, и
                                                
134[134][28]
См. мою книгу "Христианство и классовая борьба"*.
135[135][29]
См. интересную книгу Le Senne "Le devoir"**.
Hosted by uCoz