Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 53 
Next page End  

это значит: быть в самом себе, быть открытым для себя и другого? Как опыт самого себя и опыт
другого бытия, и прежде всего другого человеческого бытия проникает друг в друга? – Все это
темы для больших исследований. 
Почему же философской антропологии необходим акцент на опыте? Почему мы так настаива-
ем на том, что философская антропология исследует человека в аспекте того, как он “действитель-
но познает и переживает” свою жизнь? Ответ на этот вопрос приведет нас к тому методическому
обобщению (в оригинале буквально “методическому сведению” – прим. редакт.), которое лежит в
основе отдельных наук: методическое обобщение, которое необходимо и другим наукам, заставля-
ет нас покинуть поле непосредственного опыта; непосредственным этот опыт является потому,
что, в отличие от научных фактов, он передается не с помощью особого метода. 
Сокращений, полученных в результате методического обобщения, достаточно, многие из них
встречаются и в психологии. Классическим примером может послужить схема реакции на раздра-
жители, которая в качестве основной модели всего человеческого поведения была перенесена в
психологию из физиологии, где эта схема все еще частично оправдана. Так, например, еще и сего-
дня можно прочитать во “Введении” в психологию: “Раздражители из окружающей среды или из-
нутри тела запечатлеваются и передаются органами чувств или рецепторами далее в мозг. После-
довавшие за этим мозговые процессы вызывают импульсы, которые относятся к эффекторам,
мышцам и железам внутренней секреции. Их активация есть поведение или действие”
14
. Очевидно,
что нужно точно определить, что такое действие, чтобы интерпретировать приведенное здесь ут-
верждение. А это кажется автору возможным лишь в том случае, если можно используются моде-
ли и терминология естественных наук. Однако вследствие этого говорится о функционировании
некоей аппаратуры, а не о человеке и его действиях. 
Глава  
?
Основные понятия философской антропологии
Две фундаментальные антропологические категории: действие и происшествие (Handeln
und Geschehen) 
Для начала я хотел бы кратко рассмотреть две фундаментальные категории, относительно кото-
рых справедливо утверждение, что их применение охватывает собой всю человеческую жизнь в
целом. Опережая последующие рассуждения, в качестве фундаментальных антропологических
терминов можно назвать структуру действия и структуру происшествия. Как живому существу,
человеку – и в этом он похож на все остальное живущее – присуще то обстоятельство, что с ним
что-то происходит. Далее, в отличие от растений, человек, как и животное, осознает то, что с ним
происходит: он не только испытывает это что-то, но и одновременно чувствует это. Однако, в отли-
чие от животного, человек не определяется исключительно тем, что он испытывает и что с ним
случается; он не до конца отдан во власть этих происшествий, но своими действиями он способен
влиять на происходящее. Обычным для нас является различие между действием и происшествием,
выраженное в грамматических терминах “активность” и “пассивность”
7*
Обе категории не только противопоставлены друг другу на уровне человеческого бытия, они
взаимообусловлены и объясняют друг друга. Наша жизнь “натянута” между событиями рождения
и смерти. Первое и последнее слово за нас говорит не наше собственное действие. И более того,
даже если мы действуем, с нами постоянно что-то происходит: есть происшествия без действия, а
противоположного, то есть чистого действия, не существует; и даже то, что мы называем творче-
ским действием, зависит от предшествующих условий. 
Как в действии, которое человек осуществляет, так и в происшествии, которое с ним случается,
человек выступает как субъект, даже если он делает это по-разному: человек принимает участие
как в действии, так и в том, что с ним происходит. К тому, что происходит с человеком и в человеке,
мы относим не определенные события извне, но, скорее, характеризуем совокупность всего того,
что происходит в человеке без его участия. Примеры таких происшествий: мы можем быть в хоро-
шем или плохом состоянии, мы здоровы или страдаем от болезни; сюда же относятся старение и
выздоровление и т. п., – все это процессы, которые в нас происходят, точно так же как происходит
прирост сил и способностей. Происшествия или события затрагивают нас, как, например, неудача
или “отказ” собственного тела, а также настроения и аффекты, которые нас одолевают, и т. д. В этой
связи важно понять, что в противовес всем этим происшествиям и событиям человек осознает себя
                                                                
7*
для грамматической терминологии русского языка соответствующие понятия звучат как дей-
ствительный и страдательный залоги прим. перев. и ред.
Hosted by uCoz