Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 53 
Next page End  

которые позволяют мне решить, нашел ли я подходящие критерии. Но указание на то, что нравст-
венная способность различать имеет своей причиной психологические закономерности, не спо-
собно объяснить прежде всего тот феномен, что в ответ на призыв делать хорошее и не делать пло-
хого я могу отказать, но так же свободно могу и поддержать его. 
Глава  
?
Человек как animal rationale
10*
Ступени когнитивного поведения
До сих пор в наших рассуждениях довольно часто, хотя и неявно, мы наталкивались на такое ка-
чество человека, согласно которому он, в сравнении с другими живыми существами, проявляет
себя как управляемый разумом (vernunftgeleitet). Этот взгляд, передаваемый философской тради-
цией со времен античности, входит в подготовленную Платоном и развитую Аристотелем дефини-
цию человека как animal rationale (zoon logon echon
11*
) ¹. Не вдаваясь в описание изменчивой судь-
бы этого определения сущности человека в европейской истории духа, я хотел бы подчеркнуть
только один центральный аспект духовной сущности человека, который можно охарактеризовать
так: иначе, чем все “недочеловеческие” живые существа, человек не только ощущает отношение к
каким-либо вещам или к совокупности вещей, которые вокруг него, но он также знает, что он
ощущает. 
Уже Аристотель в одном рассуждении, которое кажется исключительно современным, развил
суть духовности человека, выделив три ступени когнитивного поведения (gnosis)
12*
, или когнитив-
ных компонентов поведения². Самую низшую ступень образует восприятие, с помощью которого
человек или животное реагирует на раздражители окружающей среды по заданной поведенческой
схеме. Следующая – более высокая когнитивная ступень – это та, которую Аристотель обозначил
как способность к узнаванию и которую сегодняшняя психология назвала бы способностью к обу-
чению: обучение на опыте посредством ассоциативных связей. В кратком виде это можно предста-
вить примерно следующим образом. Повторяющееся общее восприятие феномена А рядом с фе-
номеном В приводит к тому, что если возникает А, то мы ожидаем В или мы выучиваем, что, делая
В, мы достигаем А и тем самым создаем новую поведенческую схему. Третья и высшая когнитив-
ная ступень существует, по Аристотелю, тогда, когда между А и В образуется не только нечлено-
раздельная, проявляющаяся в поведении ассоциация, но когда эта связь формулируется в виде ут-
верждения о том, что “всегда, когда А, то и В”. Именно эту ступень когнитивного поведения мы
находим исключительно только у человека. Высшая ступень когнитивного поведения, в отличие от
более низкой ступени опыта (empeiria), может быть охарактеризована тем, что здесь речь идет о
знании, которое общо и может быть обосновано. То, что эта ступень присуща только человеку,
можно объяснить тем, что только он один обладает языком, или, иначе говоря, лишь человек вла-
деет знаковой системой, которая позволяет формулировать общие связи в форме причинно-
следственных суждений. 
На это можно было бы возразить, что уже на второй ступени опыта общие связи играют неко-
торую роль. Возможно, Аристотель ответил бы на такое возражение, что общее как таковое еще не
выделено “в опыте”; таким образом, царит некая квазиобщность, которая еще не находится ни в
каком отношении к отдельному. Правда, на этой ступени когнитивного поведения живое существо
ведет себя в соответствии с общим, однако при этом оно соотносит себя лишь с отдельным, дан-
ным в опыте. Лишь тогда, когда общее выделяется и осознается как соотносящееся с отдельным,
проявляется отношение к общему. 
Следующим отличительным признаком между когнитивной ступенью опыта и знания Аристо-
тель называет обоснование. Обозначенное Аристотелем как “опыт” еще не опирается на основа-
ния и контроснования, даже если в опыте присутствует ассоциативное обладание фактами, тогда
как знание осуществляется в контексте обоснования: тот, кто что-то знает, может обосновать это;
одновременно контекст обоснования возможен уже и для того, кто лишь выражает мнение или
спрашивает о том, в чем суть подразумеваемого. 
Если отвлечься от того, что эта аристотелевская теория когнитивной способности человека на-
ходится в рамках обоснования Аристотелем философии как высшей науки, – тезис, который мы
сейчас можем проигнорировать в том числе и потому, что тезис этот вряд ли обладает такой важ-
                                                                
10*
разумное животное (лат.) прим. перев. и ред.
11*
разумное животное (лат.), животное, обладающее знанием (греч.) прим. перев. и ред.
12*
знание, познание (греч.) прим. перев. и ред.
Hosted by uCoz