Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 53 
Next page End  

Критика крайних позиций
.............................................................................43
Межличностность и интерсубъективность...............................................44
Библиография
..................................................................................................45
Предисловие
Концепция философской антропологии, представленная в этой работе, в своих основных чертах
была изложена в курсе лекций, который я прочитал весной 1995 года перед студентами Спецфа-
культета психологии Новосибирского государственного университета. Лекции состоялись благода-
ря программе ТЕМПУС, финансируемой европейским сообществом и объединившей НГУ и като-
лические университеты Милана и Айхштатта. И если лекции были переработаны и объединены в
книгу, то прежде всего для того, чтобы помочь тем студентам, которые смогут по ней самостоя-
тельно составить представление о проблемах философской антропологии. 
К сожалению, философская антропология до сих пор не имеет прочной позиции среди тради-
ционных философских дисциплин, таких как логика, теория познания или этика, а ее отношение к
отдельном научным дисциплинам, как, например, к социологии и психологии, по-прежнему оста-
ется невыясненным. Но все же есть достаточно простое основание развивать философскую антро-
пологию, не исключая ее с самого начала из состава наук. В самом деле, от внимательного совре-
менника вряд ли ускользнет тот факт, что мы со всех сторон окружены идеологиями и мировоззре-
ниями, в основе которых лежит определенный “человеческий образ”. Не только в повседневную
жизнь, но и в науку эти идеологии и мировоззрения проникают большей частью неосознанно. На-
ша повседневная жизнь подтверждает это множеством примеров. Безразлично, предстает ли перед
нами в рекламе, которая с недавних пор так широко распространилась и в России, моложаво-
динамичный живчик или же из сериала к нам обращается властный и избалованный успехом чи-
новник, – всякий раз перед нами возникает образец человеческого самопонимания. И экспансии
этого образца мы сможем противостоять лишь в том случае, если сами себе будем задавать непро-
стые вопросы: хотим ли мы вообще понять себя как людей, как мы можем сделать это и как рацио-
нально и убедительно аргументировать свое самопонимание? 
?
Введение в философскую антропологию
К вопросу о развитии философской антропологии
Вопрос “Что есть человек?” изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже
в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас)
представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой
философии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространст-
во, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории лич-
ности, в каком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что чело-
век является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими
живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский
вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia
1*
. Наряду с теориями вышеназванных филосо-
фов, сложились и другие философские традиции, повлиявшие на последующую историю духа
(Geistesgeschichte), как, например, философская школа стоиков. Отмеченные подходы к понима-
нию человека, появившиеся еще до рождества Христова, способствовали оформлению юридиче-
ского понятия субъекта права в римском культурном пространстве. Наконец, в этой связи необхо-
димо вспомнить о раннем Христианстве с его намерением указать общее направление поиска от-
ветов на важнейшие вопросы человека. Без учета решающего влияния раннего христианства на
историю духа невозможно понять с ее позиции размышления человека о самом себе и о своем
определении, о своем отношении к другим и к Богу. Влияние раннего Христианства на историю
духа наиболее отчетливо выразилось в трудах таких христианских “философов”, как Августин и
Боэций, которые своим пониманием личности наложили отпечаток на философско-теологические
произведения последующих эпох. 
                                                                
1*
счастье, блаженство как цель жизни (греч.) прим. перев. и ред.
Hosted by uCoz