Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 53 
Next page End  

одной позиции, исходя из которой уже невозможно принять решение иначе, нежели руководству-
ясь некоторыми частными критериями, которые предоставляют личности только ограниченный
подход к действительности. 
В противовес этому типологически понимаемому способу поведения субъект, который все
свои действия ориентирует не на то, что представляется ему правильными с его естественно-
повседневной точки зрения, а подчиняет их поискам истинного и доброго, характеризуется боль-
шей степенью располагания самим собой. Человек, живущий в таком отношении к истинному и
доброму и вследствие этого участвующий в своем поведении, располагает самим собой и по-
новому дан самому себе посредством некоторого рода отстранения, которое он принимает по
отношению к самому себе и своей естественно-повседневной точке зрения. Он свободен уже в том
смысле, что он не подвержен определенным побуждениям, но он сам прилагает усилия. И только
здесь, где вскрыто непосредственное обращение к мотивам, возможны отказ или согласие. И толь-
ко здесь проявляется поиск правильного, соответствующего субъекту, причем поиск этот протека-
ет не беспорядочно и безо всякой альтернативы, но в его основе лежит возможность позитивного
выбора. В пространстве (Option), открытом благодаря этому основополагающему выбору субъек-
том поиска истинного и доброго, разыгрывается весь процесс познания и желания. Тем самым
выбор этот равнозначен тому, что можно было бы назвать внутренней автономией личности.
Только здесь раскрывается изначальный смысл той недостаточной непосредственности, который
был признан рассмотренными выше философскими антропологиями Шелера, Плеснера и Гелена в
качестве характеристики собственно человеческого поведения. Осознание способности “всегда
мочь иначе” (Шелер говорит о человеке как о “могущем сказать нет”) и никогда не быть опреде-
ляемым непосредственно впечатлениями и раздражителями представляет собой не только возмож-
ность субъекта, но и его реально действующую способность отправиться на поиски верного. Спо-
собность субъекта, имеющего возможность всегда поступить так или иначе в противовес своим
предназначениям, также не может быть истолкована как негативная способность. Скорее, в основе
самого состояния способности (“Koennen”) лежит онтологическая (фундаментально бытийная)
открытость субъекта совокупности действительности и тем самым его изначальная позиция в
столкновении с миром. 
Глава  
?
Человек как “природное” существо
Человеческое тело как воспринимаемое целое
В главе второй мы исходили из различия между опытом, который человек приобретает как дей-
ствующий, и опытом, в котором он постигает себя как такой субъект, с которым что-то “происхо-
дит” или “случается”. В этой главе мы обратимся ко второму аспекту человеческого опыта бытия. 
Исходный пункт нашего исследования человеческого тела состоит в том, что мы имеем перед
глазами в нашем жизненном опыте. И здесь следует различать несколько моментов. Во-первых,
других людей мы постигаем иначе, чем самих себя. Но и при встрече с другими это происходит по-
разному: мы замечаем прежде всего то, что бросается в глаза. В других людях нас очень интересует
внешность: высокие они или маленькие, светло- или темноволосые и т. д. Фигура, размер, цвет –
все это качества, присущие материальному объекту. И действительно, человек, будучи по своим
телесным качествам материальным предметом, подчиняется, как и все такие предметы, тем же са-
мым законам, он включен в связь материальной природы. Тело – это материя, видимая действи-
тельность, воспринимаемая чувствами и доступная им. Внешний образ тела – это в первую оче-
редь то, что видимо в человеке; внешний образ формирует его определенную наружность и влияет
на определенное впечатление, которое производит этот человек. К человеческому телу, понимае-
мому таким образом, примыкают различные части, каждая из которых выполняет в теле характер-
ную для нее функцию. Прежде всего речь идет о функции, воспринимаемой извне. На основе этой
функции человеческое тело и внешне формируется особым образом, так, как это свойственно
именно человеку, оно формируется как расчлененное целое. Членение охватывает не только про-
странственное разделение частей тела, но и их подчинение друг другу во всем внешнем образе че-
ловека. Существительное “образ” соответствует причастию “образованный”
14*
, что характеризует
человека через расположение и подчинение частей его тела. 
                                                                
14*
более наглядно продемонстрирует эту мысль существительное «сложение» и причастие
«сложен», когда мы говорим о сложении хрупком, богатырском и т. д. прим. перев. и ред.
Hosted by uCoz