Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 53 
Next page End  

Внешний образ всех материальных тел связан с материальным свойством (хотя связь эта и неод-
нозначна). Для человеческого тела характерно многообразие различных материальных элементов,
которые играют различную роль в построении образа и которые становятся видимыми во внеш-
нем образе и благодаря ему. Анатомия, систематически исследующая материальное строение че-
ловеческого тела, учитывает эти элементы и исследует их химический состав; с другой стороны,
она основывается на том, что человеческое тело состоит из членов и органов, строение которых не
совладает со строением из различных материальных элементов: эти элементы сами демонстрируют
членение. Человеческие органы представляют собой относительно закрытые морфологические
единства и как таковые является путеводной нитью для дальнейшего исследовании. Термин орган
выходит за рамки чисто морфологического наблюдения и абстракции, которые нацелены на мате-
риальное. Ориентир для органа – это функционирование частей тела, а это уже область не анато-
мии, а физиологии. Для этого есть еще одно морфологическое основание, заключающееся в дви-
жении и изменении тела и его частей. 
Для начала обратимся к движению. Возможно, создать абстракцию, ограниченную чисто те-
лесным и противопоставленную подвижному телу, еще труднее, чем создать такую же абстрак-
цию, противопоставленную покоящемуся телу, поскольку движение и изменение означает для нас
жизнь, душу, дух. Однако здесь возможна такая абстракция, которая нацелена на чисто внешний
образ человеческого движения. Если для начала мы понаблюдаем за движением всего тела, то в
нем будет заметен своеобразный антагонизм. Мы находим движения, в которых тело, по-
видимому, следует своей собственной закономерности, и движения, в которых тело подчинено
закономерности внешней. Разница становится очевидной, когда нормальная походка человека на-
рушается, так как он спотыкается. Нормальная походка – это движение согласно собственной зако-
номерности. Спотыкающийся же находится во власти движения или препятствия движению, кото-
рое феноменально (то есть как явленное в сознании, в восприятии) навязано ему извне, но он пы-
тается сохранить собственное движение: перед нами временное пересечение двух различных дви-
жений, которое феноменально отличается от пересечения двух движений просто материальных тел.
Существует и другое отклонение от нормального движения человеческого тела: если походка чело-
века “аффектирована” (необычна, полна искусственного возбуждения), “деланна” или как-то иначе
“неестественна”, то всем этим обозначается нечто, что не соответствует ненарушенной собствен-
ной закономерности тела. (Выражения “аффектированный” и “деланный” выходит за рамки телес-
ного и обращают наш взгляд в том направлении, которому мы сейчас не сможем уделить внима-
ние. Необходимо будет рассмотреть чистые феномены движения, которые обозначены этими вы-
ражениями.) Однако в этом случае нарушение собственной закономерности феноменально следу-
ет не извне, а изнутри. Собственную закономерность движения и ее нарушение извне можно обна-
ружить у животных. 
Как у всего тела, так и у отдельных членов мы констатируем собственную закономерность дви-
жения и феноменальное отклонение от этого собственно-закономерного движения. Центром для
членов является не то же самое, что для всего тела. Для своих особых движений они имеют свой
особый центр. Друг от друга они отличаются степенью и способом подвижности. Особенно высо-
кой и дифференцированной подвижностью обладают руки. По легкости и многообразию движений
лицо намного опережает все остальные части тела; перед нами почти непрерывное движение час-
тей, которые воспринимается не столько как сами по себе, сколько как изменения всего целого.
Появляются и другие изменения: меняется цвет лица, изменяется цвет, величина и блеск глаз. И
если голова уже вследствие своего положения играет главенствующую роль в общем строении
человеческого тела, то благодаря этой многообразной игре изменений она приобретает все боль-
шее значение. 
Однако этим внешне воспринимаемым целым никак не исчерпывается вся действительность
человеческого тела, так же как этим не исчерпывается действительность тела животного или расте-
ния. Тело обладает характерным для него внутренним миром (das Innere). Поэтому когда мы учи-
тываем этот особый внутренний мир тела, мы говорим о человеческом организме. Организм оп-
ределяет тело в его особой внутренней комплексности. Если внешняя комплексность выражается в
разнообразии и взаимной координации конечностей, то комплексность внутренняя выражается в
разнообразии и взаимной координации органов тела. Органы образуют витальность тела, то есть
его телесный динамизм, которому соответствует соматическая потенциальность (somatische
Potentialitaet). Выражение “соматика” (от греч. “soma” – тело) указывает на тело как в аспекте его
внешнего, так и в аспекте его внутреннего строения. И поэтому если мы говорим о соматическом
динамизме, мы думаем как о внешней действительности тела с присудим ей членением, так и о
Hosted by uCoz