Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 53 
Next page End  

Здесь речь идет не о присущем отдельным наукам познании телесного динамизма человека
“как тела”, а о его характеристике. Исходным пунктом такой характеристики должно быть утвер-
ждение, что человек как личность благодаря своему телу является аутентичной (подлинной) частью
природы. Это проявляется, с одной стороны, в некотором сходстве с другими частями природы, а с
другой стороны, в тесной связи с совокупностью всех внешних условий существования, которую
мы также обозначаем словом “природа”. Что касается сходства, то в природе человек ближе всего
находится к животным, и это особенно проявляется в определении человека как animal, снабжен-
ном прилагательным rationale. В такой дефиниции содержится фундаментальное определение че-
ловеческой природы. Это определение постоянно подтверждается в области естественных наук и
создает предпосылки для известной эволюционистской гипотезы о происхождении человека. 
Тесная связь человеческого тела с природой как совокупностью внешних условий существова-
ния и жизни способствует тому, чтобы охарактеризовать особый соматический динамизм челове-
ка. Обнаруживается, что этот динамизм можно понять и выразить с помощью термина “реагиро-
вание” (Reaktivitaet). То, что отличает человеческое тело как тело – это и есть реагирование. В уз-
ком смысле соматический динамизм можно охарактеризовать как реагирующий, и, соответствен-
но, реагирующей будет потенциальность, лежащая в основе этого динамизма. 
Прежде всего под реагированием как своеобразием тела подразумевается его способность реа-
гировать подобно другим живым телам природы. Термин “реакция” – аналогичный; мы его ис-
пользуем очень часто для характеристики некоторой совокупности человеческого поведения.
Именно об этом мы думаем, когда говорим, что X определенным образом “отреагировал” на дан-
ную новость. При этом речь идет не только о соматической реакции, но одновременно и о психи-
ческой, которая выражается в определенной эмоции, то есть в реакции чувства. Более того, исполь-
зуя это крайне распространенное выражение – “он отреагировал”, – мы думаем также и об опре-
деленном решении и выборе, и, следовательно, об определенном “ответе” воли на ценности. И
нужно признать, что термин “реакция” в некоторой степени относится ко всем этим столь различ-
ным элементам человеческого поведения. Это доказывает аналогичный характер понятия “реак-
ция” и в свою очередь указывает на то, что соматически реагирующий элемент глубоко укоренил-
ся в совокупности человеческого действия. 
Причины того, что мы ограничиваем понятие реагирования соматикой, динамизмом тела, ле-
жат в непосредственной связи тела с самой природой. Психический, эмоциональный фактор связан
с природой лишь опосредованно, через соматику. Понятие реакции, которое мы используем для
характеристики соматического динамизма человека, очевидно предполагает понятие действия –
действия, источник и причина которого лежат в природе, представляющей собой единое целое,
обусловливающее существование человеческого тела и его особую активность (реагирование).
Способность к реакции обнаруживают даже неодушевленные тела, как, например, способность
расширяться под воздействием тепла и способность к обратной реакции под воздействием холода.
Аналогичную способность мы устанавливаем и у одушевленных существ – аналогичную, по-
скольку их реагирование протекает в витальной плоскости. Таким образом, если для исследования
реагирования у неодушевленных предметов служат физика и химия, то в области живых существ ту
же роль играет биология. В этой второй области мы констатируем, что реагирование есть своеоб-
разие тела и даже в некоторой степени его “правило” или принцип его формирования, сохранения
и развития. Этот принцип характеризует человека и в сфере его соматической потенциальности, и в
проистекающей оттуда чисто телесной витальности. В этой сфере и стоит понаблюдать за всеми
явлениями соматического динамизма, то есть за реакциями, которые присущи человеческому телу
и которые составляют его особую витальность. 
Эта витальность носит вегетативный характер. Собственная жизнь человеческого тела вегета-
тивна. Зачатие человека представляет собой в этом отношении начало вегетации, а смерть – ее ко-
нец. Внешние условия вегетации, характерные для человеческого тела, похожи на вегетативные
условия других тел. Относительными признаками этих условий являются естественная среда, кли-
мат, атмосфера, питание и жидкость как средства соматической регенерации. Тело как организм по
своей природе, а значит в силу врожденного своеобразия, настроено на вегетацию и воспроизвод-
ство. Основанием для воспроизводства служат половые различия человеческого тела – органы,
которые физически способствуют зачатию нового человека и его развитию до того момента, когда
он появится на свет, а затем и его появлению на свет, то есть рождению (в биологическом смысле)
самостоятельной жизни. Динамическое основание всей этой вегетативной витальности человече-
ского тела представляет собой признак чисто инстинктивных реакций, которые осуществляются по
образу самой природы. Эти реакции осуществляются, то есть происходят в личности, правда, без
особого влияния воли, без участия самоопределения. Таким образом, они происходят в личности,
Hosted by uCoz