Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 53 
Next page End  

но не являются ее действием, ее осознанным поступком. Тело делает самое себя, следуя внутрен-
ним целям вегетации или же воспроизводства. Это “деланье самого себя” человеческим телом но-
сит реагирующий характер. 
Реагирование в данном случае обозначает инстинктивную и динамическую связь с природой
как особой биологической средой, совокупностью внешних условий как вегетации, так и воспроиз-
водства. Эта связь с природой целенаправленна, поскольку целью отдельных соматических ин-
стинктивных реакций является вегетация, или же воспроизводство. Тем самым мы уже затрагиваем
тему импульсов, о которых далее еще будет идти речь. Особой чертой соматической потенциаль-
ности человека является способность реагировать на раздражитель¹. Эту способность необходимо
подчеркнуть особо, так как она придает реагированию человеческого тела своеобразный деятель-
ный характер. Этот деятельный характер реагирования тела проявляется в сфере его физико-
химической структуры, когда тело реагирует на раздражитель, в отличие от всех остальных случаев,
когда тело лишь пассивно подвержено воздействию внешних факторов. В строении человеческого
организма эта способность реагировать на раздражитель непосредственно связана с нервной сис-
темой, которая “пользуется” всем телом и выявляет отдельные направления его реагирующего ди-
намизма и лежащей в основе этого динамизма соматической потенциальности. 
Проделанный анализ соматического динамизма показывает, что этот динамизм сам по себе не
обнаруживает зависимости от самоопределения личности. Он является инстинктивным спонтан-
ным динамизмом тела. Тело как организм представляет собой не только основание этого динамиз-
ма, но и его источник и тем самым побуждающую причину. Эта причина не есть воля, и поэтому
особый динамизм тела не является следствием самоопределения личности. Поэтому мы не обна-
руживаем его просто и непосредственно в таком опыте, где “нечто происходит в человеке”, где не
представлена воздействующая сила личности. Реакция и реагирование сами по себе не содержат
этой воздействующей силы личности. Поэтому можно говорить об особой воздействующей силе
тела, присутствие которой в личности объясняется принципом онтологического (бытийного) един-
ства человека. Тот факт, что это особая воздействующая сила тела познаваема, отличает ее от воз-
действующей силы личности и одновременно ясно говорит в пользу онтологической комплексно-
сти человека. И этой комплексности нам не исчерпать понятием психофизической или же психо-
соматической сущности, что еще будет показано в ходе дальнейших рассуждений. 
Факт совершенно особой независимости тела и его инстинктивного динамизма от самоопреде-
ления личности влияет на то, что тело в целостной структуре человека как личности образует осно-
вание, фундамент или же подструктуру того, что по сути составляет структуру личности. Ясно, что
этот фундамент неотъемлем от единства человеческого бытия и, следовательно, от единства лично-
сти. Более того, на почве внутренней связи и обусловленности он определяет целостность его бы-
тия. То обстоятельство, что реагирующий динамизм, присущий человеческому телу, и свойствен-
ная этому динамизму витальность происходят в личности и происходят независимо от самоопреде-
ления, без активного вмешательства воли, ни в коей мере не уничтожает это единство, так же как не
уничтожает его то обстоятельство, что вся вегетативная витальность и реагирование человеческого
тела происходят в человеке в общем-то вне сферы сознания. Мы констатируем, что в единство че-
ловеческой структуры глубоко встроена такая подструктура, которая существует и приводится в
движение по образцу природы, а значит иначе, чем структура личности. Человеческое тело не
представляет собой какого-то отдельного субъекта по отношению к тому субъекту, которым явля-
ется человек. 
Целостность человека как личности основывается на нормальном и, насколько это возможно,
совершенном взаимодействии этой соматической собственной динамики с воздействующей
трансцендентной субъективностью личности. Такая целостность является условием для возможной
интеграции посредством личности. Отсутствие этой целостности затрудняет интеграцию и вызыва-
ет различные формы дезинтеграции. Можно сказать, что человек в момент самоопределения под-
ключает реагирующий динамизм тела и таким способом использует его. Можно также сказать, что
в момент самоопределения человек “включается” в этот динамизм, что он осознанно использует
его. 
Движение тела есть само по себе нечто соматическое и тесно связано с реагирующей потенци-
альностью тела, со способностью реагировать на раздражители. Эта способность глубоко прони-
зывает внутреннее строение человеческого тела и выступает наружу как особая воздействующая
сила тела, а именно как “vis motrix” – сила движения. Если движение является следствием реакции
на определенный раздражитель, то это движение может быть совершенно спонтанным, совершен-
но инстинктивным, – и тогда мы обозначаем его как рефлекс. То обстоятельство, что человек обла-
дает рефлексами, по-видимому свидетельствует о некоторой независимости тела в отношении воли
Hosted by uCoz